Главная / Статьи / Краткая история металлических решеток в ограждениях

Краткая история металлических решеток в ограждениях

Металлические заборы используются для защиты периметров самых разных территорий на протяжении многих веков. А самые древние решетки из металла можно обнаружить в европейских культовых сооружениях. Церковная архитектура Англии, Франции и и Италии была намного более развитой, чем светская.

Традиционные романские решетки ХI-ХII веков изготавливались из вертикальных прутьев, промежутки между которыми заполняли плоские спирали, расположенные симметрично листья клевера с четырьмя лепестками и прочие характерные узоры, которые не выходят за пределы рамы. Обычным материалом для изготовления рам были плоские четырехгранные прутья.

Самые современные секционные заборы, кстати, тоже довольно часто делаются по такому принципу: жесткая рама, заполненная прутьями. Конечно, производство заборов и ограждений за всю историю их существования, стало заметно разнообразней. Новые материалы и технологии позволили создавать более изящные и не менее прочные конструкции, не нуждающиеся при этом в течение нескольких десятилетий в ремонте и окрашивании. Свое слово сказало и оцинкование, и порошковое окрашивание, и нанокерамика.

Готика и Ренессанс

А вот в готическую эпоху ничего из этого перечня достижений прогресса не существовало, но тем не менее, недостатка в прочных металлических заборах не было. Солидные кованые конструкции тогда надежно и долговечно защищали здания и территории. Мы можем судить о состоянии кованых ограждений тех лет не только по монументальных церковным оградам из железных прутьев, но и по тонким изящным решеткам для дарохранительниц. Так широко распространенный растительный орнамент подвергали золочению для усиления декоративности.

Расцвет использования кованых решеток на территориях частных владений произошел в эпоху Ренессанса. Италии тогда стала местом активного строительства дорогих особняков для знати. В это время появляются удивительные в своей художественности ограды, удивительно красивые кованые решетки для балконов и разнообразные декоративные элементы садово-паркового дизайна.

Решетчатые заборы тех лет изготавливались из четырехгранных круглых и плоских прутьев вкупе с железными полосами. Мастера раннего Ренессанса в качестве декоративных элементов для металлических заборов использовали такие детали, как волюта, спираль, плетенка, саблеобразные листья. На верхушках прутьев обычно располагались по-разному моделированные листы. Вся поверхность кованых решетчатых заборов обрабатывалась равномерно, без разделения на тыльную и парадную стороны.

Со временем отделка оград только усложнялась. Решетки украшались не только цветами и листьями, но и штампованными или отлитыми бюстами и фигурами. Если раньше элементы решеток соединяли с помощью сквозных прутьев и связей, то со временем изобрели сварку и стали активно ею пользоваться. Вплоть до вступления в силу традиций классицизма решетки металлических оград было принято окрашивать в яркие цвета.

Популярность решетчатых заборов была обусловлена еще и тем, что такие конструкции не закрывали от взгляда прохожих богатство особняков. Их хозяева могли наслаждаться тем впечатлением, которое производит их жилище на огромное количество людей. Статус хозяина таким образом становился совершенно очевиден, а его безопасность обеспечивалась надежной защитой.

Барокко и рококо

В эпоху барокко статические вертикали рамы решетки стали неактуальны, в моду вошли сложные динамичные орнаменты. На оградах можно наблюдать целые заросли из чередующихся друг с другом различных элементов. Здесь и пальметты, и побеги аканта, и картуши, и цветы, и волюты, и листья. В это время стали применять эффект перспективных решеток, когда зрителю в процессе приближения к металлическому забору кажется, что открывается замыкаемый порталом проход в глубину.

Стиль рококо придал решетчатому орнаменту филигранность, отбросив члененность и симметрию. Движение орнамента настолько динамично, что разрушает единую плоскость решетки и выходит за ее пределы. А вот в последние годы XVII столетия четкие вертикальные и горизонтальные линии возвращаются на свои места и заборы приобретают строгую и ясную архитектонику.

У нас, как известно из истории, XVII век становится началом строительства в больших городах дворцово-парковых ансамблей. Большое количество кузнечных мастерских принимается за производство кованых оград разного вида и размера. В это время вместе с ковкой стали использовать чугунное литье.

Прокрутить до верха