Главная / Статьи / Особенности завитка в художественной ковке эпохи неоклассицизма и ампира

Особенности завитка в художественной ковке эпохи неоклассицизма и ампира

Во второй половине XVIII столетия наступает вторая волна классической эпохи. Завиток, применяемый для художественного украшения кованых изделий снова отличается мощностью и высокой развитостью. Часто используемый в барокко и рококо гребень сменяется теперь уже повсеместно используемыми всевозможными скульптурными формами – лавровыми венками, акантовыми листьями, пальметтами, разнообразными литыми розетками и рельефами. В то время завиток становится основной композицией рисунка и замысловатость всевозможных скреплений, часто используемая в ренессансе, барокко и рококо постепенно уходит. Мастера ковки начинают изготавливать кованые лестницы прямоугольного, а порою и округлого плана. В них словно «наращивается» ряд других завитков, созвучных общей композиции. Что в результате начинает воплощаться в совершенно новых формах и решения. В кованых решетках эпохи неоклассицизма довольно ярко обозначается четкость и относительная простота геометрических форм, активизируется толщина элементов, происходит великолепное сочетание ярких толстых и романтично-изящных тонких линий и в композицию включается многочисленность рельефных скульптурных форм. Сечение, используемое мастером художественной ковки, как правило, прямоугольное, а военный «дух» практически отсутствует.

        Эпоха ампира, как вполне сформировавшегося стиля складывается в начале XIX столетия. В ту пору мастера в своих творениях все чаще акцентируют внимание на развитии ясности и простоты композиции, незамысловатости геометрических параметров. Данная эпоха также как и неоклассицизм представляет собой продолжение классических традиций. В изобразительной основе стиля ампира применяются античные формы и контуры, однако в целом, завиток не используется в качестве декоративного элемента художественной ковки металла. В частности, кованые решетки эпохи ампира отличаются простыми прямыми линиями, окружностями, прямоугольными меандрами, лентами, венками, стрелами, боевыми топорами и иной военной атрибутикой. Таки образом, в отличии от неоклассицизма, в стиль ампира снова входит, казалось бы уже забытая, своеобразная военная тематика. Элементы кованых изделий эпохи ампира отличаются линейностью и в некоторых случаях скульптурностью. Им опять-таки присуща технология литья, именно поэтому произведения кованого искусства эпохи ампира, несмотря на свою многочисленность, не отличаются особым шармом, интересным созданием, а потому и во зачастую малозначительны.

 

Прокрутить до верха