Главная / В мире / В Госдуме рассказали о потерях регионов в случае повышения ставки НДПИ

В Госдуме рассказали о потерях регионов в случае повышения ставки НДПИ

В Госдуме рассказали о потерях регионов в случае повышения ставки НДПИ

Депутат Госдумы от Иркутской области Михаил Щапов поднял вопрос о размерах выпадающих доходов регионов по налогу на прибыль.

Правительство РФ обсуждает снижение экспортной пошлины на нефть в 2017 году до 30%. Власти считают, что снижение доходов бюджета, компенсируется дополнительным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). 

Налоговая мера в нефтегазовой отрасли действовала с 1 января 2015 года. Она предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть с 42% до 30% в 2017 году и параллельным ростом ставки НДПИ на нефть с 857 рублей за тонну в 2016 году и до 919 рублей за тонну сырья в 2017 году. 

Как сообщил корреспонденту ИА «Политика сегодня» депутат Госдумы от Иркутской области Михаил Щапов, при сохранении повышенной ставки НДПИ регионы могут потерять до 70 миллиардов. Он обратил внимание на размеры выпадающих доходов регионов по налогу на прибыль, которые образуются из-за сохранения повышенной ставки НДПИ.

«На пленарном заседании Госдумы депутаты рассмотрели законопроект, который вносит изменения в Налоговый кодекс РФ, — рассказал он. — Поправки продлевают действие увеличенной ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, установленной на 2019 год, до 31 декабря 2020 года. Поправки предложены Минфином РФ, который таким образом намерен обеспечивать баланс доходной и расходной частей федерального бюджета». 

Напомнив, что с 1 января 2015 года действуют изменения в Налоговый кодекс в форме так называемого «налогового маневра» – поэтапного сокращения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, акцизов с одновременным увеличением налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат, Щапов отметил, что новый законопроект предлагает продлить этот режим. Сохранение повышенной ставки —  плюс 428 рублей за тонну обеспечит дополнительные поступления в бюджет страны — 207,3 миллиарда рублей в 2020 году.

В  своем выступлении при обсуждении законопроекта Михаил Щапов обратил внимание на то, что рост НДПИ увеличивает расходы нефтедобывающих предприятий, что ведет к сокращению их прибыли. Как следствие, снижаются отчисления по налогу на прибыль. А это один из основных источников пополнения региональных бюджетов. Например, в Иркутской области на него приходится треть доходов консолидированного бюджета.

«В свое время регионы лишились своей части НДПИ на углеводороды, — пояснил он. — Теперь они вновь несут потери из-за необходимости балансировать федеральный бюджет. В результате применения повышенной ставки НДПИ по итогам 2015-2016 годов Иркутская область недополучила  около двух миллиардов рублей. Область ежегодно теряла почти 1% регионального бюджета. Прогнозируемые потери от принятия обсуждаемого законопроекта в 2018-2020 года составят примерно 1,3 миллиарда рублей в год. Думаю, аналогичные потери несут все нефтедобывающие регионы».

В целом, по подсчетам команды депутата, 15 регионов с наибольшими показателями нефтедобычи могут потерять до 70 миллиардоа рублей в год.

«Однако в пояснительной записке к обсуждаемому законопроекту я не нашел ни оценки выпадающих доходов регионов в целом, ни прогнозов, куда пойдут получаемые средства», — заявил депутат, выступая на сессии ГД.

Вопрос, по мнению Щапова и сегодня является актуальным, ввиду того, что помимо выпадающих доходов из-за налогового маневра, регионы в 2017 году теряют порядка 140 миллиардов рублей от перераспределения в федеральный бюджет одного процента налога на прибыль и акцизов на нефтепродукты в пользу федерального бюджета.

«При этом Иркутская область в прошлом году, по данным ФНС, перечислила в федеральный бюджет 116 миллиардов рублей – налогов и сборов, — пояснил депутат. — Это почти столько же, сколько поступило в областной бюджет – напомню, по последним данным, налоговые и неналоговые доходы  области составили 131 миллиард рублей. Обратно в виде дотаций, субсидий и субвенций регион, по сведениям Минфина области, получил 21,7 миллиарда рублей. На полмиллиарда меньше запланированного».

Депутат пояснил, что информация о компенсации регионам их выпадающих доходов есть, но на деле не видно, сколько получили регионы сверх плановых  трансфертов.

«Пока все выглядит так, что федеральное правительство решает проблемы дефицита бюджета самым простым способом — за счет субъектов федерации. В тоже время есть другие источники средств, но  собирать деньги с субъектов федерации проще. Тот факт, что при этом регионам приходится резать «по живому» свои расходы, пересматривая бюджетные обязательства перед населением, видимо, не особо заботит федеральное правительство. Считаю правильным поставить вопрос об эффективности расходования средств, полученных от повышения ставки НДПИ. Думаю, мы имеем право знать, куда пойдут деньги, изъятые не только у компаний, но и у региональных бюджетов?»  — подчеркнул Михаил Щапов.

Источник

Прокрутить до верха