Главная / Наука и технологии / МАКС-2017: от Т-50 и МиГ-35 до дронов и Ил-2

МАКС-2017: от Т-50 и МиГ-35 до дронов и Ил-2


            МАКС-2017: от Т-50 и МиГ-35 до дронов и Ил-2

18 июля в подмосковном Жуковском открылся XIII Международный авиационно-космический салон (МАКС). Корреспондент Федерального агентства новостей побывал на мероприятии, отмечающем в этом году свой четвертьвековой юбилей.

МАКС — или АКС?

Быть в Москве в дни проведения Международного авиационно-космического салона, иметь возможность его посетить, но не сделать этого — все равно, что для жителя Лондона пропустить Эпсомское Дерби. То есть, конечно, можно. Но при этом в глазах других ты будешь выглядеть ммм… странно.

Почему? Потому что МАКС — это давно уже не только военно-промышленное, но и статусное, социально значимое мероприятие. Если ты на нем был, значит приобщился. Был в Москве, но не был на авиасалоне? Ну о чем с тобой говорить, если ты на МАКСе не был?!..

Что на текущий момент представляет собой МАКС? Ответить на этот вопрос не так просто, как кажется. Легче всего отделаться официозом: «Международный авиационно-космический…» и т.д. Но вот что скрывается за этой вывеской? Чем к 2017 году стал авиасалон, изначально позиционировавшийся как аналог зарубежных «Ле Бурже» и «Фарнборо»?

Исходно МАКС задумывался площадкой для демонстрации достижений отечественного авиапрома и иностранных авиапроизводителей, деловой активности и экспертного общения. Так вот, МАКС-2017 — это площадка, на которой в силу политической и экономической конъюнктуры, по сравнению с уровнем 2013 года, явно сделан уклон в сторону демонстрации достижений отечественного ОПК.

Доля прочих составляющих исходных задач МАКСа после событий 2014 года постоянно снижается… Впрочем, стать местом, где заключаются сделки между третьими странами, МАКСу не удавалось и в лучшие годы.

Таким образом, МАКС сейчас — это мероприятие, организуемое, фактически, прежде всего для поддержания нацпрестижа России, а уж затем — для всего остального. Главным «козырем» этого авиасалона считается насыщенная летная программа. В ней в 2017-м безусловно доминируют отечественные машины и отечественные пилоты. И это еще одно доказательство того, что МАКС, несмотря на полеты французского А-350, а также выступления групп высшего пилотажа из Прибалтики и ОАЭ, становится все менее международным.


            МАКС-2017: от Т-50 и МиГ-35 до дронов и Ил-2

Жуковский или Кубинка?

Еще один один момент, хорошо иллюстрирующий эволюцию МАКСа. Накануне открытия XIII авиасалона главной его интригой считалось не техническое наполнение или количество и состав участников, а… место проведения. Еще в феврале 2016 года появилась информация, что МАКС-2017 «переедет» из Жуковского в Кубинку.

Действительно, если считать главным пунктом программы авиасалона не конференции или деловые встречи, а эффектный пилотаж, то какая разница, где личному составу пилотажных групп его демонстрировать? Тем более что до Кубинки добираться из столицы ближе, да и хорошо обжитая военными инфраструктура военно-патриотического парка культуры и отдыха ВС РФ «Патриот» — тоже под боком…

Практически до лета 2017 года окончательной ясности в вопросе места проведения XIII Международного авиационно-космического салона не имелось. Затем министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что в ближайшее время МАКС из Жуковского никуда перемещаться не будет.

Где будет проводиться XIV авиасалон, министр не уточнил. Зато глава «Ростеха» Сергей Чемезов, отвечая 18 июля на вопрос журналистов, пройдет ли следующий МАКС в Жуковском, заявил: «Думаю, что нет. Построен выставочный комплекс в районе Кубинки. Сейчас идет работа по увеличению взлетно-посадочной полосы, будут построены шале, выставочные площади там уже есть».

В тот же день летчики-испытатели обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой оставить авиасалон в Жуковском. Таким образом, вопрос с дальнейшим местом проведения авиасалона даже после начала работы МАКСа-2017 остается открытым. Что, впрочем, не удивительно с учетом упоминавшихся нами последних тенденций в эволюции авиасалона.


            МАКС-2017: от Т-50 и МиГ-35 до дронов и Ил-2

«Секси! Боже мой, какое секси!..»

Но хватит о грустном. Все-таки МАКС — это главный авиационный праздник современной России. Заявки на участие в этом празднике подали 700 российских компаний и 180 иностранных. Представители 10 государств — Белоруссии, Германии, Индии, Ирана, Италии, Канады, Китая, Франции, Чехии и Швейцарии — демонстрируют свои экспозиции в собственных павильонах. В небе блистают своим мастерством сразу 8 пилотажных групп. 6 отечественных — «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России», «Первый полет», «Русь» и «ЧелАвиа», а также 2 иностранные — прибалтийская Baltic Bees jet team и Al Fursan из ОАЭ.

МАКС — это целый мир с удивительным калейдоскопом типажей. Здесь можно встретить в одной очереди за мороженым сразу двух Героев Российской Федерации, менеджера среднего звена с полудюжиной мобильных телефонов, бабушку с внучкой и режиссера популярной телепередачи.

Герои будут мужественно и чуть устало улыбаться. Менеджер среднего звена станет непрерывно куда-то названивать и кричать в трубку: «Я на МАКСе. Я очень занят. Не звоните мне!..» Бабушка примется показывать внучке на какой-то летательный аппарат и рассказывать: «Вот на этом твой дедушка летал. А сейчас — твой папа летает. Самолет советский, а значит — надежный. Его, наверное, и на моих правнуков хватит…»

Режиссер же популярной телепередачи примется из-под руки смотреть то на очаровательных девушек в форме аэрофлотовских стюардесс, то на проносящийся над головой истребитель, цокать языком и восхищенно повторять: «Секси! Боже мой, какое секси!..»

В общем, у прилавка с мороженым на XIII Международном авиационно-космическом салоне можно встретить кого угодно. Вплоть до президента Российской Федерации. Доказано МАКСом!


            МАКС-2017: от Т-50 и МиГ-35 до дронов и Ил-2

Superjet и не только

Чем же успел отметиться МАКС-2017?

Заместитель министра обороны Юрий Борисов объявил на авиасалоне, что в конце Госпрограммы вооружений 2018–2025 годов предусмотрена закладка нового тяжелого авианесущего крейсера (де-факто — легкого авианосца). Также Борисов добавил, что активно обсуждается вопрос создания перспективного самолета с укороченным/вертикальным взлетом.

Получила подтверждение информация, что первый полет прототипа сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца с крылом изменяемой стреловидности Ту-160М2 намечен на 2018 год, а серийное производство машины стартует в 2021 году.

Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов заявил на авиасалоне, что власти Турции возьмут у России кредит для приобретения российских зенитных комплексов С-400. Доказательством того, что военно-техническое сотрудничество Москвы и Анкары продолжает расширяться, стало первое появление на МАКСе главного турецкого производителя управляемого оружия — компании Rokestan.

Первый день работы МАКСа-2017 вдохнул новую жизнь в проект Sukhoi Superjet 100. Во-первых, авиакомпания «Аэрофлот» подписала контракт на получение 20 бортов «Суперджета». Причем первый борт будет поставлен «Аэрофлоту» уже этим летом. Во-вторых, в день открытия МАКС-2017 состоялась официальная церемония передачи первого российского регионального самолета Sukhoi Superjet 100 для новой российской авиакомпании «Азимут».

Новейший российский ближне-среднемагистральный среднефюзеляжный пассажирский самолет на МАКС-2017 из Иркутска «не успел», зато российская авиакомпания Red Wings в первый же день работы авиасалона подписала с с лизингодателем «Ильюшин Финанс Ко.» контракт на аренду 16 самолетов МС-21-300.


            МАКС-2017: от Т-50 и МиГ-35 до дронов и Ил-2

Есть только МиГ…

На МАКСе-2017 впервые был продемонстрирован воздушный бой с участием истребителей пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Также посетители авиасалона впервые увидели новейший легкий многофункциональный авиационный комплекс МиГ-35.

«Тридцать пятый» — новейший российский многоцелевой истребитель поколения 4++, который является дальнейшим развитием самолетов МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2. Минобороны планирует начать закупки нового многоцелевого истребителя с 2018 года.

В рамках реализации государственного оборонного заказа Минобороны России и АО «Вертолеты России» заключили контракт на поставку опытной партии многоцелевых вертолетов Ми-38. Таким образом, до конца 2019 года в ВС РФ поступят два таких вертолета — они проходить опытно-войсковую эксплуатацию в частях ВКС.

На статичной стоянке посетителям авиасалона представлена летающая лаборатория Ил-76ЛЛ с установленным на нее новейшим турбовинтовым двигателем ТВ7-117СТ. Изначально данный двигатель разрабатывался для легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Позже возникла идея оснастить этим же двигателем пассажирский региональный самолет Ил-11-300.

В рамках авиасалона состоялся дебют модернизированного военно-транспортного вертолета Ми-171Ш-ВН, на основании опыта боевых действий в Сирии оптимизированного под проведение антитеррористических операций.


            МАКС-2017: от Т-50 и МиГ-35 до дронов и Ил-2

ОАК и остальные

Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина, являющийся транспортным дивизионом ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», представляет на авиасалоне тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А и проект по созданию на его базе конвертируемого перспективного самолета-топливозаправщика.

В числе перспективных проектов «ильюшинцев» — легкий военно-транспортный самолет Ил-112В, региональный турбовинтовой пассажирский самолет Ил-114-300, широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-96-400М и средний военно-транспортный самолет МТС.

Одним из интересных экспонатов МАКС-2017 стал небольшой учебно-тренировочный самолет Як-152, позиционируемый как самолет первоначальной летной подготовки для летных школ (в системе ДОСААФ) и первых курсов училищ.

Впервые демонстрируется опытный образец цельнокомпозитного биплана ТВС-2ДТС, созданный специалистами Сибирского научно-исследовательского института имени С.А. Чаплыгина.

Концерн ВКО «Алмаз-Антей» представил на авиасалоне более 150 образцов продукции, включая боевые машины из состава новейшего арктического ЗРК «Тор-М2ДТ», пусковые установки из состава зенитной системы С-400 «Триумф», самоходной огневой установки из состава ЗРК «Бук-М2Э» с тренажером в контейнерном исполнении и т.д.

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» впервые демонстрирует всю линейку управляемых ракет авиационного базирования собственного производства. В ее составе: высокоскоростная противокорабельная ракета Х-31АД, противокорабельная ракета Х-35УЭ, ракеты класса «воздух-поверхность» типа Х-38МЭ, ракеты класса «воздух-РЛС» Х-31П/ПК/ПД и Х-58УШКЭ и т.д. Также корпорация анонсировала новую линейку тактических ракет «воздух-поверхность» с диапазоном дальности от 100 до 1000 километров.


            МАКС-2017: от Т-50 и МиГ-35 до дронов и Ил-2

Тренд на беспилотники

Концерн «Радиоэлектронные технологии» объявил о том, что в этом году поставит порядка 15 самолетных станций помех САП-518 для истребителей Су-30СМ. По словам заместителя генерального директора по НИОКР техники РЭБ и инновациям, генерального конструктора концерна Юрия Маевского, САП-518 прошли испытания в боевой обстановке и доказали свою высокую эффективность.

Раменское приборостроительное конструкторское бюро продемонстрировало новый индикатор коллиматорный вертолетный ИКВ-М, которым планируется заменить используемый сейчас ИКВ-28. ИКВ-М предназначен для оснащения таких винтокрылых машин, как Ми-24, Ми-28, Ми-35, Ми-35М и Ка-52.

Читайте также: Восьмой Международный военно-морской салон — пять дней оптимизма

МАКС-2017 демонстрирует приверженность отечественных производителей следованию общемировому тренду на создание разнообразных дронов. Так, концерн «Калашников» впервые публично продемонстрировал на XIII авиасалоне новейший российский комплекс беспилотной разведки и наблюдения самолетного типа ZALA 421-16Е2. Группа компаний «Беспилотные системы» впервые показала макет беспилотного летательного аппарата Supercam S450. А компания «Эникс» представила новый беспилотник Т16, мишень Е17 и комплекс дистанционного наблюдения «Элерон-5».

В рамках МАКС-2017 холдинг «Российские космические системы» продемонстрировал проект «Цифровая Земля» по созданию цифровой модели всей поверхности нашей планеты.


            МАКС-2017: от Т-50 и МиГ-35 до дронов и Ил-2

Ил не вернулся из боя

Какая же машина или проект являются главной «звездой» XIII Международного авиационно-космического салона?

Судя по вниманию зрителей и их эмоциям, данную позицию заняли вовсе не сверхсовременные Т-50 и МиГ-35. «Королем» МАКС-2017 стал самолет, когда-то выпущенный в количестве более 36 тысяч экземпляров, ставший самым массовым боевым самолетом в истории, но к 2017 году давным-давно исчезнувший с аэродромом. Лишь чудом несколько экземпляров этих машин уцелели в музейных залах и на постаментах памятников…

Конечно же, речь идет о легендарном «горбатом», «летающем танке» — созданном в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина штурмовике Ил-2!

До недавнего времени из всей когда-то выпущенной армады «горбатых» в летном состоянии находилась лишь одна единица — самолет, восстановленный в 2011 году в новосибирской компании «Авиареставрация» и позже переданный в США. На сегодняшний момент можно с гордостью заявить, что летающих «горбатых» стало два! Благодарить за это следует ПАО «ОАК», Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина, Музей техники Вадима Задорожного и Фонд содействия сохранению военно-исторических самолетов «Крылатая память Победы».

Подлинная история Ил-2 с бортовым номером «19» из состава 46-го штурмового авиационного полка ВВС Северного флота по своей драматичности легко заткнет за пояс любые выдуманные сцены современных кинобоевиков.

25 ноября 1943 года летчик младший лейтенант Валентин Скопинцев и воздушный стрелок краснофлотец Владимир Гуменной отправились на «девятнадцатом» с ВПП Ваенга-2 штурмовать вражеский аэродром в Луостари. Причем для Скопинцева это был третий боевой вылет, а для Гуменного — лишь второй. На подлете к цели «девятнадцатый» получил из немецкого артавтомата 20-мм снаряд в генератор.

Обнаружив, что вооружение вышло из строя, Скопинцев развернул машину на обратный курс. Но в этот момент на с трудом ковыляющий на бреющем штурмовик навалились «мессеры». Гуменной из своего пулемета отогнал вражеские истребители, но те успели превратить крыло советского самолета в решето. Позже в крыле штурмовика обнаружится 46 пробоин!


            МАКС-2017: от Т-50 и МиГ-35 до дронов и Ил-2

От винта!

Несмотря на полученные повреждения, Ил-2 какое-то время еще тянул. Скоро Скопинцеву стало ясно, что машина вот-вот потеряет управление. Высоты, чтобы прыгать с парашютом, у экипажа штурмовика уже не было. Но летное мастерство (или везучесть?) Скопинцева позволили Ил-2 совершить удачную аварийную посадку на лед озера Кривое.

Вскоре «девятнадцатый» затонул, а Скопинцев взвалил на себя раненого стрелка и по льду пошел к своим. И дошел!.. Гуменной поправился, и они вместе со Скопинцевым совершили еще 56 боевых вылетов.

Война кончилась, но Валентин Скопинцев, заслуживший три ордена Красного Знамени и орден Нахимова II степени, не забыл о своем «девятнадцатом». В 2011 году фонд «Крылатая память Победы» и Музей техники Вадима Задорожного совместно с сыном и дочерью Валентина Скопинцева организовали поисковые работы. В итоге самолет на дне озера был обнаружен и поднят с 17-метровой глубины.

Дальше началась реставрация самолета-ветерана. Сначала она проходила в мастерских ООО «Авиареставрация», а затем на площадях Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А. Чаплыгина. В середине июня 2017 года восстановленный до состояния летной годности Ил-2 с бортовым номером «19» совершил свой первый полет.

Читайте также: Окрыленные люди: зачем народу нужен МАКС?

19 июля — завершение летной программы второго дня авиасалона. От винта! Звонко и мощно зарокотал двигатель. Лопасти слились в мерцающий диск. После прогазовки директор СибНИА им. С.А. Чаплыгина летчик-испытатель Владимир Барсук аккуратно поднял Ил-2 в небо МАКСа-2017.

Пресыщенные увиденным за день хай-теком, зрители застыли. Не призрак, не модель, не нарисованная в компьютере цифровая копия, а самый настоящий самолет родом из огненного 43-го полосовал воздух своими плоскостями.

«Горбатый» с ревом прошел над зрителями раз, другой, третий, кивнул своими стволами, словно отдал честь. Изящно развернулся, выпустил шасси и сел. Мир замер. А потом взорвался аплодисментами.

Те зрители, что постарше, украдкой смахивали слезы. «Девятнадцатый» — расстрелянный, спасший свой экипаж, утопленный, но воскресший — вернулся на свой аэродром. Самолет-солдат свою задачу выполнил. Без потерь.

Колоссальная по трудности работа

Нам удалось побеседовать с представителем фонда «Крылатая память Победы» и руководителем проекта по восстановлению Ил-2 Борисом Осятинским.

— Борис Леонидович, почему так мало «горбатых» осталось?

— Потому что их резали. Никто не думал о том, что они представляют собой большую историческую ценность.

— Когда «девятнадцатый» подняли из озера?

— 21 июня 2012 года.

— То есть восстановление машины заняло… сколько?

— Считайте, пять лет. Это была, конечно, колоссальная по трудности работа. Найдите фотографии — они есть и у нас на стенде, и в интернете — в каком состоянии штурмовик был извлечен из воды. И посмотрите, каким красавцем он стал теперь. Мы же сохранили 65% оригинальных элементов конструкции, включая бронекорпус и стойки!..

— Да, для самолета, получившего боевые повреждения, совершившего аварийную посадку, а затем пролежавшего больше 60 лет в озере, это фантастический результат. Кстати, а что на самолете во время его реставрации пришлось смонтировать нового?

— Это не сохранившаяся по понятным причинам деревянная хвостовая часть, которую нам пришлось делать заново. Это, фрагментарно, авионика. Фрагментарно — потому что что-то нам удалось восстановить из штатного оборудования. Вместо штатного двигателя АМ-38 было принято решение установить американский Allison 1942 года. Почему? Потому что после жесткой посадки и болота «тридцать восьмой» летать не мог. В ящиках найти его невозможно. Установка двигателя Allison, который поставлялся в СССР, который стоял на передававшихся нам по ленд-лизу истребителях Kittyhawk и Airacobra, позволяла проблему с двигателем решить. Что и было сделано.

— Какое будущее ожидает единственный в мире летающий Ил-2?

— Если говорить о МАКСе, то это квалификационный полет, а затем — показательный.

Источник

Прокрутить до верха