Главная / В мире / Владивосток хочет стать свободным

Владивосток хочет стать свободным

Владивосток хочет стать свободным

Для чего столице Приморья зона порто-франко и как она строится. Объяснил заместитель гендиректора компании «ВР Логистик» Николай Васильев.

Осенью Владивосток готовится проводить очередной экономический форум. Бизнесмены обещают презентовать там более 30 проектов. Губернатор Приморья Владимир Миклушевский идеи приветствует. Особенное внимание уделят свободному порту во Владивостоке.

Речь идет о создании зоны порто-франко. В переводе с итальянского — свободный порт. Он (иногда лишь специальная зона) освобождается от пошлин для ввоза и вывоза товаров. Плюсов полно: Приморский край попадет в глобальные транспортные маршруты, станет привлекательнее для инвесторов, вырастет товарооборот.

Диалог между бизнесом и таможней уже идет. Документы стало легче оформлять в электронном виде. Речь не только о таможенном оформлении, но и о переходе на цифровой документооборот самого ведомства. Внедряется технология автоматического выпуска, то есть решение о выпуске товара принимает не человек, а компьютер. Такая технология успешно применяется в Европе и Южной Корее. Отделы, оформляющие суда и транзит, переведены на работу в круглосуточном режиме. В скором времени оформлять декларации будет один пост – Владивостокский ЦЭД, для него выделят отдельное здание, расположенное неподалеку от порта.

Владивосток хочет стать свободным

К сожалению, хватает и проблем. Они не владивостокские, а общие. По-прежнему важен «человеческий фактор»: многое зависит от инспектора. Один может разобраться в проблеме, найти ее решение, даже предложить предпринимателю, везущему товар из-за границы, варианты выхода из ситуации. Другой инспектор из-за лени или недостатка знаний и опыта, а чаще из-за загруженности, запрашивает множество документов.

Загруженность, вообще, одна из главных проблем таможни. Например, оперативным сотрудникам в отделах оформления деклараций на грузы приходится выполнять слишком много функций.  Один старший смены грузового отдела должен оформлять на приход все суда, ставить отметки на коносаментах (удостоверение права собственности на товар — Прим. ИА ПС), он же отмечает погруз-поручения. Физически бригадир не может выполнять всю эту работу одновременно. Появляются очереди, иногда приходится ждать инспектора целую смену, чтобы поставить необходимую печать на документе. У инспектора отдела оформления может быть в работе до 70 деклараций.

Из-за загруженности инспекторов страдают сроки необходимых операций. Таможенная декларация, которую можно выпустить за десять минут, в итоге будет в работе минимум два дня.

Владивосток хочет стать свободным

Иногда выходит из строя система электронного декларирования через интернет (ЭД-2).  Альтернативных способов взаимодействия с предпринимателями на этот случай не предусмотрено. Сбой в Московской таможне 4 июля «заморозил» все выпуски таможенных деклараций. Предпринимателям пришлось переплачивать за хранение товара, что никто не компенсирует. У них «сгорели» все сроки.

Такие сбои происходят и на Владивостокской таможне. Какого-либо механизма, предусматривающего компенсацию или снижения расходов, возникших по причинам технических проблем таможни, попросту не существует. Бизнесмен остается один на один с проблемой, которую ему создала таможня.

Если цена товара будет ниже контрольных значений таможни, увеличивается перечень документов, необходимый для подтверждения таможенной стоимости. На сбор бумаг уходит масса времени. Проверка документов практически в 99% случаев проводится в максимально разрешенные для таможни 30 дней, со дня предоставления документов, хотя таможня могла бы уложиться в один-два дня. И снова причина в загруженности инспекторов, которые физически не могут работать быстрее. 

Владивосток хочет стать свободным

Владивостокская таможня, как и большинство других, во главу угла ставит контрольные показатели, установленные ФТС. От их выполнения зависит, усидят ли руководители разных уровней на своих местах. В планах нет ничего плохого, когда они им следуют разумно. На практике в погоне за ним бывают инциденты: абсолютно белые прозрачные поставки, или многократно перемещавшийся однотипный груз может попасть на досмотр. Его выворачивают в поисках хоть какого-нибудь нарушения. Все это дополнительные расходы и задержка сроков.

Владивосток хочет стать свободным

Резюмируя вышеописанное, можно утверждать, что проблем у таможни хватает. На их решение нужно много времени. Пока бизнес с нетерпением ждет консолидации таможенного оформления в едином Владивостокском ЦЭДе — первый этап совершенствования и повышения эффективности таможни в Свободном порту. Возможно дополнительный стимул делу придаст экономический форум, где разные инициативы бизнеса представят чиновникам. 

В марте этого года президент РФ Владимир Путин подписал закон об электронных визах для свободного порта Владивосток. Иностранные туристы смогут оформить документ через интернет. 

Виза дает право находиться на территории РФ в течение 30 дней. По электронной визе можно будет попасть в пять регионов страны, где будет действовать режим свободного порта. Это Приморский край, Чукотка, Сахалинская область, Камчатка и Хабаровский край. Комментируя законопроект, глава парламентского комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников отметил, что введение электронных виз на территории свободного порта в преддверие Восточного экономического форума станет одним из механизмов для привлечения инвесторов. 

Источник

Прокрутить до верха