Главная / Наука и технологии / На плавучую АЭС можно ронять самолет: «Росатом» и «Балтийский завод» раскрывают свои секреты. ФАН-ТВ

На плавучую АЭС можно ронять самолет: «Росатом» и «Балтийский завод» раскрывают свои секреты. ФАН-ТВ


            На плавучую АЭС можно ронять самолет: «Росатом» и «Балтийский завод» раскрывают свои секреты. ФАН-ТВ

О первой плавучей атомной теплоэлектростанции, которая в настоящее время строится на «Балтийском заводе», известно давно. И этот проект описывается весьма внушительным, однако до недавнего времени подробно осветить текущие работы на верфях судостроительного предприятия было почти невозможно: многие детали и аспекты значатся под грифом «секретно». ФАН-ТВ одним из первых познакомилось с новинками поближе, съемочная группа побывала на предприятии и собственно на ПЭБе вместе с комиссией МАГАТЭ. Теперь же заказчик и исполнитель решили немного приоткрыть ширму и рассказать о проекте подробнее.

Стоит отметить, что предшественниками плавучей АЭС стали знаменитые атомные ледоколы. К слову, на «Балтийском заводе» в настоящее время строят сразу три новых машины: головное судно — «Арктика».

«Прежде всего, сердце атомного ледокола и плавучего энергоблока — это атомные реакторы. Только ПЭБ несамоходное, стоящее судно. И оно предназначено обеспечивать теплом и электричеством. Ледокол же должен проводить караваны судов», — пояснил руководитель проекта универсальных атомных ледоколов Сергей Черногубовский.

Кроме того, ледоколы занимаются транспортировкой природных ресурсов, научными исследованиями и проводят спасательные операции. Более того, на сегодня «Арктика» — самый большой и мощный ледокол в мире. Он способен вскрывать лед толщиной почти в три метра. Еще одна общая для атомных ледоколов и ПЭБа черта — длительная работа и высокие требования к команде.

«Люди должны быть хорошо подготовлены, эрудированы, физически здоровы и должны выдерживать длительное отсутствие дома, психика должна быть уравновешенная. Дело в том, что люди будут длительное время находиться в замкнутом пространстве, в ограниченном коллективе общения», — рассказывает заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот» по строительству, руководитель группы наблюдения Константин Князевский.

Что же касается мирового первенства России в строительстве плавучих АЭС, у этой медали две стороны. С одной — подобный опыт уже был произведен американцами, с другой — нашу страну сегодня действительно можно считать лидером.

«В период Вьетнамской войны американцы создали форс-мажорный энергоблок для обеспечения прохода через Панамский канал. Был выдернут реактор, поставлен на платформу, к нему был привязан генератор, и на этом все заканчивалось. Именно такого типа энергоблоки, которые мы строим сегодня, они единственные. Это пилотный проект, много о нем говорят. Суть его только в одном: эксплуатировать мирный атом в условиях Крайнего севера и Дальнего востока, где процессы строительства очень трудоемки. Поэтому мы действительно сегодня первые в мире. Мы строим этот подкласс. Данное судно является конгломератом двух типов судов. То есть судна для производства электроэнергии и тепловой энергии. Это практически ледокол без хода. И плюс судно для перегрузки. На борту данного судна расположены хранилища как для свежего топлива, так и для отработанного», — рассказывает главный строитель проекта ПЭБ «Академик Ломоносов» Александр Ковалев.

— То есть отработанное топливо не будет со станции вывозиться?

— До проведения планового ремонта, через 12 лет после начала эксплуатации, топливо хранится на борту, да.


            На плавучую АЭС можно ронять самолет: «Росатом» и «Балтийский завод» раскрывают свои секреты. ФАН-ТВ

Напомним, жители Петербурга довольно эмоционально относятся к вопросу загрузки ядерного топлива и испытаниям на территории города. Специалисты «Балтийского завода» выполнить эту работу готовы, однако окончательная локация не утверждена. Это решение сегодня находится в руках «Росатома». Впрочем, станция уже сегодня считается образцом надежности.

«На заказе есть пять контуров защиты. Первый — это сама топливная композиция. Оболочка топливной композиции, различного рода ограждающие конструкции. И заканчивается внешним контуром, который называется борт ПЭБа (эта металлоконструкция, которую вы видите снаружи), это пятая ступень защиты. Позволяет все это избежать возникновения радиационной опасности для окружающей среды и населения. То есть радиация не должна распространяться за окружающий периметр плавучего энергоблока», — рассказывает руководитель проекта Алексей Владимиров.

— В случае какого ЧП может произойти утечка?

— Заказ рассчитан на очень суровые условия эксплуатации, в том числе, например, на землетрясения уровнем 7-8 баллов по международной шкале. Он защищен от падений летательных аппаратов на полной скорости, таких как самолеты или вертолеты весом более 11 тонн. От природных катаклизмов, таких как наползание льда, высокая снеговая и ветровая нагрузка. И от возникновения радиационной опасности в случае террористического акта, в том числе в виде взрывов.

— Какую мощность должен выдавать ПЭБ?

— В номинальном режиме блок должен выдавать 60 мегаватт электрической энергии и при этом 50 гигакалорий тепловой энергии. Это сравнимо с потребностями в электричестве и отоплении промышленного города с населением порядка 250 тысяч человек.


            На плавучую АЭС можно ронять самолет: «Росатом» и «Балтийский завод» раскрывают свои секреты. ФАН-ТВ

— Есть еще возможность опреснения воды, насколько нам известно.

— Верно. И те страны, которые нуждаются в пресной воде (это в основном страны Африки и Ближнего востока — прим. ред.), например, Египет, Кувейт, Иордания, проявляют достаточно большой интерес именно к этой функции. При этом на опреснении достаточно большие мощности — до 100 тысяч кубометров в сутки. Если вспомнить вес воды — это 100 тысяч тонн воды высокой чистоты, которая годится не только для орошения, но и для питья.

— Ведутся ли уже переговоры о следующем заказе, о строительстве новых плавучих станций?

— Конкретно о новой станции разговоров нет. Но, как минимум, с учетом особенностей эксплуатации, должен быть второй, замещающий ПЭБ. До планового межремонтного периода (через 12 лет после начала эксплуатации — прим. ФАН) он должен прийти в Певек и встать на место основного для продолжения бесперебойного обеспечения. По сведениям, госкорпорация имеет несколько межправительственных соглашений для разработки аналогичных проектов под нужды тех самых стран, о которых мы говорили. В частности, подписано соглашение с Иорданией.

Напомним, «Академик Ломоносов» по плану должен заработать к концу текущего года, однако свое место на Чукотке он займет лишь в 2019-ом. В Певеке к этому времени должны достроить береговую инфраструктуру и подготовить коммуникации. Временной стоянкой для ПЭБа избран Мурманск.

Все видеосюжеты ФАН-ТВ смотрите здесь.

Источник

Прокрутить до верха