Трэш в гламуре: русская культура XXI века

Кумирами миллионов становятся полуголые рокеры, фриковатые стилисты и безголосые певички

Популярный исполнитель Сергей Шнуров снова удивил фанатов. Нет, не очередным музыкальным шедевром, не обсценной лексикой или эротическим нарядом. К этому поклонники уже привыкли. Музыкант предстал в непривычном амплуа — активиста спортивного марафона «Белые ночи».

Казалось, стоило бы утешиться. Бунтарь и борец с трезвостью наконец осознал, образумился и вышел на спортивную дорожку. Причем марафон в 42 километра 195 метров без хорошей физподготовки не осилить.

Трэш в гламуре: русская культура XXI века

Рок-музыканта обычно представляют этаким полупьяным ухарем, с бессменной сигаретой в зубах, полосатой майке и трусах, а иногда даже без оных. В текстах его песен — сама соль питерских улиц, дворов и подворотен.

Оказалось, никакой он не пьяница и не гопник, а физически крепкий и здоровый мужик. При этом самый богатый музыкант России, зарабатывающий миллионы долларов ежегодно, если верить соответствующим рейтингам популярных бизнес-изданий. Тиражируемый им кабацкий образ — всего лишь блеф, замануха для простачков.

Некоторые поклонники подобной метаморфозы не оценили. Один из них выставил в Сети возмущенный пост: «Блин, Сергей, что за развод? Я начал бухать под ваши песни, как и многие другие, думая, что вы алкаш и раздолбай! Вы теперь миллионер и марафонец, а алкаш и раздолбай теперь я!»

Наверное, можно понять разочарование молодого человека, выросшего на творчестве скандального рок-гуру. Он столько читал и слышал про увлечения Шнура зеленым змием! Да и сам музыкант не раз утверждал: мол, ведя здоровый образ жизни, необязательно проживешь дольше. «Никто этого не доказал. Захотел — поел, захотел — выпил. Заморачиваться над этим точно не стоит»! И вдруг взял и пробежал 42 километра, чем до глубины души задел чувства подражателей и фанатов.

Оказывается, весь этот незамысловатый и скандальный репертуар — всего лишь флер. Музыкант действительно заматерел, эксплуатируя образ алкоголика и маргинала, якобы бросившего вызов лицемерию и ханжеству.

Были даже попытки провести параллели между творчеством Шнурова и Владимира Высоцкого. Последний тоже, как известно, не был ангелом в быту, зато был кумиром миллионов, хотя власти всячески этому препятствовали и ставили барду палки в колеса.

Однако поэзия Владимира Семеновича — гениальная ирония и сатира на совковый быт, в то время как незамысловатые тексты Шнурова таковыми не назовешь. А такие вещи: «Я так хочу, чтобы большой и толстый…» — и вовсе нельзя назвать творчеством. Скорее всего, гротеск, сюр, аллюзия, облаченная в незатейливую мелодию. Собственно, вся композиция состоит из единственного и повторяющегося куплета.

В отличие от Высоцкого Шнур относительно свободен в поэтических и музыкальных фантазиях, востребован в СМИ и неплохо монетизирует популярность. В одном из интервью он как-то заявил: «Я выступаю за русский язык во всем его объеме. Как только мы откроем глаза и скажем себе, что это наш язык и слово «х…» в нем тоже присутствует, мы и жить начнем по-другому!»

Что любопытно: людей, разделяющих бунтарское творчество певца, довольно много в разных слоях общества, в том числе среди интеллигенции, которую обычно принято называть «г…м нации».

Однако и среди этой «субстанции» есть немало думающих и, не побоюсь этого слова, нравственных личностей, которым не все равно, на каких идеалах вырастет молодежь. В конце концов, жизнь не состоит из банального пьянства и плотских утех. Площадный стиль и примитив вряд ли способствуют повышению общей культуры «младого поколения». В китчах Шнурова, Юлии Коган, группы «Каста скрепы» и подобных исполнителей трудно разглядеть разумные зерна или жемчужины высокого искусства. Главное — поудивлять, повозмущать, поэпатировать, и тогда известность и стабильные доходы обеспечены.

Устраивать на сцене скандалы, нелепые выходки и шокировать голыми чреслами давно стало нормой. Российский шоу-бизнес превратил эпатаж в жанр искусства, отдаваясь новому «ремеслу» со всей страстью творческой натуры.

Вот так постепенно, шаг за шагом возник образ новой культуры России, главными персонажами которой стали не Шостакович и Утесов, а Бузова и Зверев. Ведь, если вас называют королями гламура, совсем неважно, что за плечами ни музыкальных, ни иных достижений нет и не было никогда. Достаточно выйти в нелепом наряде, аляповатой короне, нахлобученной на огромный парик, или протянуть шлейф участия в каком-нибудь скандальном и аморальном телепроекте. И вот они, вожделенная слава и софиты! Вас рвут на части режиссеры и клипмейкеры, глянцевые журналы и федеральные телеканалы. Причем вместо более талантливых и действительно заслуженных. Как-то немодно стало показывать настоящие, но малоизвестные таланты, ибо они не дают рейтингов. Скандал и провокация продаются куда лучше.

Некий молодой человек, который называет себя Гогеном, женится на 70-летней барышне. И вроде у них все серьезно. Он любит мощную старушку, жить без нее не может. В подтверждение выкладывает фотку с нежным поцелуем. Недавно обвенчались и даже съездили на медовый месяц в Доминикану. Поди плохо! Главное, возмутить морализаторов, поэпатировать публику — и цель достигнута.

Сегодня миллионы людей, прильнув к мониторам и телеэкранам, наблюдают за судебной эпопеей Петросяна и Степаненко. Вроде решили развестись и в этой связи делят совместное имущество. Казалось бы, обычные работники сцены, хотя и довольно популярные, а «нажитое непосильным трудом» потянуло аж на 1,5 миллиарда рублей. Какой-нибудь врач или учитель такие деньги не заработает за десять жизней. Даже всем коллективом школы или райбольницы.

Такое впечатление, что наша страна стала «Кривым зеркалом», в которой люди, ничего не производящие, никого ничему хорошему не обучавшие, имеют баснословные заработки. А полезный и нужный обществу специалист прозябает, еле-еле сводя концы с концами. Мы сами обогащаем разных фигляров, шутов и скоморохов, доставая из худой мошны последние трудовые рублики.

Наверное, подобное положение выгодно и нашим политическим пастырям и вождям. Чтобы меньше думали, размышляли и анализировали, а лишь громко ржали над пошлыми сюжетами. Разве можно сравнивать сегодняшних «аншлаговцев» и «комедиклабовцев» с Аркадием Райкиным? Маэстро смешил похлеще сегодняшних, при этом без всяких сальностей, скабрезностей и непристойных намеков.

Шоу-индустрия сформировала сегодня определенный тренд, в котором нет места качественным юмористическим программам и телепередачам, заставляющим думать и размышлять. Которые рассказывали бы о реальных проблемах огромной страны и ее населения, а не ограниченного круга гламурной тусовки.

Поэтому на сцене властвуют разные паяцы и фигляры, которые нравятся широким массам, но вряд ли дают что-то культуре. Боюсь вызвать гнев фанатов, но в прежние времена иных музыкантов даже не выпустили бы на сцену. С их разноцветными труселями, ухарским вокалом и откровенно похабными текстами.

Последние 25–30 лет у нас полная свобода творчества. Не стало пресловутых худсоветов и музыкальных редакций, в которых иногда сидели истинные ценители и эстеты, которых мы с ненавистью отвергли. Но давайте посмотрим: сколько шедевров культуры родила земля русская за прошедшие годы? Какое современное искусство стало известно за пределами родины? Какие новые Муслимы Магомаевы и Аллы Пугачевы появились на эстраде? Какие великие писатели и музыканты оставили след в истории? Где новые «Подмосковные вечера», «Темная ночь» или «День Победы»? Получается, вся эта вольница привела лишь к снижению общего культурного уровня и деградации музыкальной мысли.

Сегодня высоким искусством считается, если какой-нибудь «болезный» вышел на Красную площадь и прибил гвоздем тостикулы к брусчатке. Вот это эпатаж! Внимание СМИ обеспечено. Банальное юродство и психическое заболевание называют нынче «перфоманс», а несогласных с ним «продвинутая» тусовка шельмует и предает анафеме.

А ведь веками, начиная с античных времен, во всех эпосах, сказаниях и сагах восхвалялись нравственность, благородство, мужество и храбрость. Сегодня эти качества считаются химерой и балластом. Главное — скандал и эпатаж, а способы и методы, даже самые низменные, не имеют значения.

Если бы подобные «перфомансы» оставались локальной забавой кучки фриков, не стоило бы обращать на них особое внимание. Но именно их авторы находятся сегодня в зените славы, они заменили настоящих героев, на них сегодня равняется молодежь, им подражают и стараются во всем соответствовать. Такие ли деятели должны олицетворять культуру нашей страны в XXI веке?

Источник

Трэш в гламуре: русская культура XXI века
Adblock
detector