Notice: Функция remove_custom_image_header с версии 3.4.0 считается устаревшей! Используйте remove_theme_support( 'custom-header' ). in /home/globnew1/public_html/wp-includes/functions.php on line 4435
"Подделка или подлинник?": украденной картине Куинджи назначили серьезную экспертизу

«Подделка или подлинник?»: украденной картине Куинджи назначили серьезную экспертизу

Инвентарный номер похититель мог найти и в каталоге

Похищенная из Третьяковки картина Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» возвращена, и теперь с ней будут работать специалисты. Первичный осмотр полотна уже проведен — эксперты исследовали работу с помощью мобильной лаборатории и подтвердили ее подлинность. Однако процедура (дело-то криминальное) предполагает полноценную экспертизу: а вдруг все-таки подмена? Чтобы исключить все вероятности, а главное, установить повреждения, специалистам предстоит провести искусствоведческий и технико-технологический анализ. Как он делается?

"Подделка или подлинник?": украденной картине Куинджи назначили серьезную экспертизу

Все начинается с визуального осмотра. Искусствоведы, хорошо знающие творчество художника, оценивают, насколько работа соотносится с бесспорными произведениями автора. Композиция, сюжет, манера написания, прорисовка, цвет и свет — из всех этих факторов опытный глаз делает первые выводы. Впрочем, так бывает с неизвестными работами. Здесь случай иной: работа «Ай-Петри. Крым» — вещь музейная. А значит, у специалистов есть детальные фотографии не только лицевой стороны, то есть самой живописи, но и задника, где имеется инвентарный номер. Он нам известен: Ж‑1532. Его мог найти и похититель в каталоге, выпущенном к выставке, но знать, где конкретно он стоит, — вряд ли. Даже если за преступлением стоит какая-то хитроумная схема, что на данный момент никак не подтверждается, подделать музейную вещь почти невозможно. И все же процедура есть процедура.

После искусствоведческого анализа идет почерковый — эксперт сличает подпись на полотне и смотрит, насколько она соотносится с оригинальной, известной по бесспорным работам. В данном случае специалист просто сравнит фото подписи до похищения с тем, что увидит на возвращенной картине. Тут все просто — мельчайшее отличие будет заметно.

Далее начинается технико-технологический анализ. Он частично был проведен при первичном осмотре полотна. С помощью микроскопа эксперт рассматривает небольшой кусочек краски. Старая и свежая живопись будут отличаться эластичностью красок. Кроме того, можно проверить состав краски — провести химический анализ. Раньше художники пользовались в основном натуральными красителями, но с середины ХIХ века в этой области произошел переворот, и стали появляться синтетические краски. Бум пришелся на первую половину ХХ века. Зная, какими красками пользовался Куинджи, легко выявить в составе элементы, которых там быть не может. Все это, очевидно, уже сделано.

Что еще предстоит специалистам? Изучение на специальном рентгеновском аппарате, анализ в инфракрасных лучах и с помощью ультрафиолета. Все эти методы позволят просветить работу, что называется, насквозь. Можно увидеть все наброски, перерисовки, стертые места. В мире арт-преступников нынче в моде перелицовки: берется какая-нибудь работа малоизвестного западного автора, стираются лишние европейские элементы сюжета и старая подпись, добавляется новый автограф — того художника, под которого подделывается вещь. Все эти изменения легко обнаружат ИК‑лучи. Но в данном случае специалисты сравнят данные предыдущих экспертиз с новой.

В чем особенность живописи Куинджи? Надо сказать, что работа «Ай-Петри. Крым» создана уже в зрелый период — художник уже нашел свою особенную манеру и приемы, с помощью которых добивался эффекта «сияния». Кажется, что картины пейзажиста светятся изнутри (кстати, этим отличается и живопись его ученика — Николая Рериха). Как Куинджи добивался такого эффекта? В первую очередь с помощью черного подмалевка, который «подсмотрел» у иконописцев. На темный фон он наносил светлые краски. Потому в работах Куинджи так волшебно изображен солнечный и лунный свет: лучи, пробивающиеся сквозь облака, сияние ночных пейзажей. К тому же он использовал особенные краски — битумные для глубокого черного, и особую авторскую смесь для эффекта свечения. Сегодня существуют передовые лазерные установки, которые позволяют, не касаясь полотна, выяснить состав красок. Такая несколько лет назад появилась в Третьяковской галерее.

Вероятность, что картина окажется подделкой, — крайне мала. А вот повреждения, которые получила картина, пусть и незначительные, станут головной болью для реставраторов. Картина провела всю ночь на морозе, краски могли потрескаться. К тому же она могла получить небольшие механические повреждения. Так что ей предстоит пройти курс «лечения», прежде чем ее вновь выставят на всеобщее обозрение.

Кража картины Куинджи. Хроника событий

Источник

«Подделка или подлинник?»: украденной картине Куинджи назначили серьезную экспертизу