Умер дизайнер, который рисовал лого «Ромы», «Лацио» и Евро. Он создал эстетику итальянского футбола 80-х

В пятницу от коронавируса скончался дизайнер Пьеро Граттон. И хотя имя вам, скорее всего, незнакомо, его главные работы вы все-таки видели. Граттон перевернул представление итальянского футбола о дизайне, логотипах и бренде, поэтому к нему обращались и клубы, и, организаторы больших соревнований, и национальные телекомпании. 

До сих пор европейская и американская модели спорта заметно отличаются. И речь не только о спонсорских соглашениях, контрактах игроков и форматах турниров – разница проявляется даже в, казалось бы, простейших вещах. Например, вы легко отличите эмблему команды из США от лого в европейской стилистике. За океаном – торжество простоты и агрессии, а в Англии, Испании и Италии до сих пор в большинстве случаев ориентируются на традиции и историю Когда пару лет назад «Ювентус» сделал все наоборот и поставил на лого буквы J, возникли споры и непонимание . В конце 1970-х  так же поступила и «Рома»: она пошла на эксперимент и переосмыслила подход к маркетингу и дизайну. Так появился символ клуба – луппетто. 

Умер дизайнер, который рисовал лого «Ромы», «Лацио» и Евро. Он создал эстетику итальянского футбола 80-х
Пьеро Граттон и его самая известная работа

Lupetto (в переводе с итальянского – волчонок) нарисовал тот самый Пьеро Граттон. К тому моменту дизайнер уже двадцать лет сотрудничал с RAI (самая известная итальянская телекомпания, которую можно встретить даже в фильме Феллини) и разрабатывал графику для программ, в том числе для футбольного шоу «Дриблинг». 

Логотип новостной передачи TeleGiornale 2, созданный в середине 70-х, по палитре и вовсе совпадает с клубными цветами «Ромы». Граттон позже вспоминал, что выбрал такой стиль из-за режиссера программы Андреа Барбато, который был ярым поклонником команды. В тех же тонах художник исполнил заказ и для чемпионата Европы по легкой атлетике, который прошел в Риме в 1974-м.

Умер дизайнер, который рисовал лого «Ромы», «Лацио» и Евро. Он создал эстетику итальянского футбола 80-х

Легкоатлетический чемпионат кардинально изменил карьеру Граттона – он сосредоточился на спортивном дизайне. 

Афиши, плакаты, графика и логотипы, украшавшие столицу Италии в 1974-м, впечатлили исполнительного директора «Ромы», который входил в оргкомитет турнира. Это было очень удачное знакомство. Тогдашний президент «Ромы» Гаэтано Анцалоне как раз мечтал о том, что мы сейчас назвали бы фирменным стилем. Ему казалось, что «Роме» для увеличения бюджета и, как следствие, привлечения лучших игроков нужно сделать что-то новое. Так как американские команды уже тогда превосходили европейские в вопросах маркетинга, Анцалоне отправился в США – чтобы посмотреть, как все устроено, вдохновиться и перенять местную модель. В Граттоне президент «Ромы» увидел того, кто сможет воплотить его задумки. 

Главной помехой для визуального преображения «Ромы» был технический спонсор. Adidas, как вспоминал Граттон, предоставлял клубу посредственные игровые комплекты и заодно лишал его всяких перспектив на этом заработать. Для самой стильной страны Европы такой подход был неприемлем. «Рома» сбежала от adidas, как только появилась адекватная альтернатива.

Такая альтернатива неожиданно обнаружилась в Италии: на рынок вышла только созданная компания Pouchain. Ее открыл Маурицио Пучан – бизнесмен, который начинал с проблемного семейного дела (мебель для круизных лайнеров), а сколотил состояние на реставрации предметов искусства и техническом обслуживании зданий. Следующей точкой роста бизнеса Пучан видел спортивную экипировку и одежду для болельщиков: он, как и президент «Ромы», безгранично воодушевился американским опытом во время поездки в США. Он выкупил текстильную фабрику в Боргорозе и начал делать форму – сначала «Роме», потом «Лацио» и многим другим. «Меня впечатлило, что бейсбольные команды продают все – от кепок до брелоков. Я предложил нескольким итальянским клубам заняться тем же. По сути, мы первыми привели в итальянский футбол настоящий мерчандайзинг», – вспоминал Пучан. 

Совместно с новым техническим спонсором Граттон разработал дизайн для «Ромы». В сезоне-1978/79 команда играла в футболке, которая в народе за характерный градиент на плечах была прозвана леденцовой. Культовой она стала только годы спустя, когда в моду вошла ностальгия по 70-м. 

Умер дизайнер, который рисовал лого «Ромы», «Лацио» и Евро. Он создал эстетику итальянского футбола 80-х
Бруно Конти и Карло Анчелотти в легендарной форме конца 70-х

Еще более знаковый статус получила не сама форма, а то, что на ней было изображено. До всех дизайнерских новшеств эмблема команды была похожа на нынешнюю – волчица, кормящая основателей Рима. Граттон взял за основу логотип 40-х годов – круг с буквами ASR. Вместо аббревиатуры он вписал профиль волка с красным глазом и распахнутой пастью – так появился луппетто. 

Гаэтано Анцалоне пытался извлечь из нового образа коммерческую выгоду – прямо как клубы из США. Раньше логотип команды кто угодно мог прилепить на любой товар, а сам клуб ничего не продавал – с появлением волчонка ситуация радикально изменилась. Компания Pouchain производила и футболки, и шарфы, и значки, и многое другое – все это продавалось в официальном магазине «Ромы». Сегодня так работают более-менее все приличные клубы, но тогда это была настоящая революция для европейского футбола. Возможно, Анцалоне, Граттон и Пучан опередили время, ведь коммерческий успех к «Роме» пришел позднее.

Умер дизайнер, который рисовал лого «Ромы», «Лацио» и Евро. Он создал эстетику итальянского футбола 80-х

Но даже когда болельщики не осаждали клубные магазины и не наряжались в стильные футболки команды, они все равно постоянно сталкивались с новым имиджем «Ромы». Прежде чем приняться за форму и логотипы, Граттон разработал для клуба новую полиграфию. 

В начале 1970-х билеты на матчи «Ромы» вряд ли были красивее талончиков в регистратуру. Новые билеты служили не только проходками на стадион, но и сувенирами в память о матче. Их действительно хотелось оставить после финального свистка. Гораздо красочнее и эффектнее стали абонементы, аккредитации и программки к матчам, а также все то, на что раньше просто не обращали особого внимания.

Умер дизайнер, который рисовал лого «Ромы», «Лацио» и Евро. Он создал эстетику итальянского футбола 80-х

Можно подумать, что Граттон работал в одном творческом русле и не отходил от любимых оттенков и правильной геометрии. Но это не так. Еще в 1977 году дизайнер сотрудничал с организаторами финала Кубка чемпионов на «Стадио Олимпико». И тогда появилась вот такая красота:

Умер дизайнер, который рисовал лого «Ромы», «Лацио» и Евро. Он создал эстетику итальянского футбола 80-х
Билет на финал Кубка чемпионов 1977 года

Появление нового логотипа, по-настоящему уникальной формы и общего фирменного стиля «Ромы» совпало с большими спортивными победами. В 1980-х команда во второй раз в истории выиграла Серию А, а затем вышла в финал Кубка чемпионов.

Умер дизайнер, который рисовал лого «Ромы», «Лацио» и Евро. Он создал эстетику итальянского футбола 80-х
«Рома» в финале Кубка чемпионов 1984 года

Логотип с волчонком перестал считаться официальным в 1997-м. Клуб вернулся к классической эмблеме, но луппетто продолжают использовать как историческую деталь на форме, им вдохновляются при создании некоторых мерч-линеек. Пожалуй, самый известный пример такого декора – это волчонок на плечах и рукавах в сезоне-1998/99.

Умер дизайнер, который рисовал лого «Ромы», «Лацио» и Евро. Он создал эстетику итальянского футбола 80-х

Символ можно встретить и на нынешней форме. Само собой, к знакомому образу луппетто регулярно обращаются фанаты при создании баннеров.

Умер дизайнер, который рисовал лого «Ромы», «Лацио» и Евро. Он создал эстетику итальянского футбола 80-х

Наследие Граттона не ограничивается фирменным стилем «Ромы». Маурицио Пучану так понравился тот проект, что он попросил дизайнера работать над всеми новыми концепциями для спортивных партнеров Pouchain. А так как компания быстро расширялась и стала техническим спонсором многих команд, работы у Пьеро Граттона было много. Он переосмыслил символику «Лацио», хотя и не сделал ее по-настоящему культовой. Нарисовал лого для «Бари» – так на эмблеме появился угловатый петух. В схожей стилистике Пьеро разработал логотипы для «Удинезе», «Пескары», «Асколи» и других итальянских команд.

Умер дизайнер, который рисовал лого «Ромы», «Лацио» и Евро. Он создал эстетику итальянского футбола 80-х
Логотипы «Лацио», «Бари», «Удинезе», “Палермо”, “Ромы” и “Пескары”, разработанные Граттоном

К большому сожалению, Pouchain толкала итальянский футбольный рынок всего три года (1978-1981), дальше Маурицио Пучану надоело ждать отдачи. Во-первых, болельщики еще не покупали мерч массово, во-вторых, клубы не были готовы к экспериментам. «Они оказались твердыми традиционалистами: работали статично, не хотели каждый год менять форму, делать что-то новое, удивлять», – размышлял бизнесмен спустя 19 лет после закрытия предприятия. 

К Граттону обращался и УЕФА – тогда организацией руководил итальянец Артемио Франки. Тот внимательно наблюдал за преображением спортивного дизайна в Италии, потому как в 70-х возглавлял национальную федерацию футбола. Его так впечатлил подход Пьеро, что он доверил ему нарисовать эмблему чемпионата Европы 1980 года, который как раз состоялся в Италии. Спустя 10 лет там же провели чемпионат мира, и организаторы вновь обратились к главному спортивному дизайнеру Апеннин.

Умер дизайнер, который рисовал лого «Ромы», «Лацио» и Евро. Он создал эстетику итальянского футбола 80-х

Сегодня эти логотипы могут показаться устаревшими. Но если раньше кто-то видел во всех этих прямых линиях и простых формах отход от истории, то сейчас эмблемы 80-х – уже часть истории.

«Арсенал» внедрил в форму невозможные фигуры. Вы о таких знаете?

«Рома» порадовала пожилых болельщиков: клуб доставил им продукты, маски, клубную атрибутику и даже свежую газету

Сделка «Ливерпуля» и Nike – это начало новой эпохи на рынке футбольных форм 

Источник

Умер дизайнер, который рисовал лого «Ромы», «Лацио» и Евро. Он создал эстетику итальянского футбола 80-х
Adblock
detector