«КАМАЗ» занял весь подиум жесткого «Дакара». Другие лидеры постоянно попадали в аварии – вплоть до больницы

Еще один русский – в топ-6 внедорожников.

На старте 2021-го мы все-таки не остались без топового автоспорта: «Дакар» несмотря на жесткие ограничения в виде закрытия границ в Саудовской Аравии, все же добрался до клетчатого флага, торжественного подиума и раздачи золотых бедуинов. Правда, в этом году Россию в тройках сильнейших представили только «КАМАЗы» в классе грузовиков – зато они же заняли все призовые места. Сама победа стала десятой с 2010-го – это и есть настоящее безальтернативное доминирование.

«КАМАЗ» занял весь подиум жесткого «Дакара». Другие лидеры постоянно попадали в аварии – вплоть до больницы

В действительности «Дакар» вышел максимально сложным и напряженным. В категориях мото- и вездеходов победитель определился буквально на последних двух сотнях километров (перед стартом финального этапа лидеров разделяли 4 минуты!), а по ходу рейда разрывы между подиумными позициями составляли всего несколько секунд. В половине категорий лидеры менялись чуть ли не после каждого спецучастка – марафон вышел сверхконкурентным.

Причем борьбу простимулировала совсем не простота: весь рейд участники жаловались на бесконечные вкрапления каменистых участков в маршруты. Похоже, организаторы решили сделать такие зоны фирменной фишкой Саудовской Аравии (как резкие смены условий, температур и порой времен года в Южной Америке и океаны песков в Африке), но, похоже, гонщики не оценили.

«Если говорить именно о местности, то по сравнению с Южной Америкой навигация куда более сложная, – объявил девятикратный чемпион мира по ралли Себастьян Леб (впоследствии сошедший на 8-м этапе из-за дикой усталости и вечных проколов и поломок). – Честно говоря, от гонщика тут вообще ничего не зависит. Я просто делаю то, что мне говорят. Это гонка штурманов, а не пилотов».

Яркая иллюстрация правоты великого француза – полуминутное видео о блужданиях чемпиона «Дакара» Карлоса Сайнса.

Однако к дорожной книге претензии возникают практически каждый год – заблудившиеся и просто недовольные ее составлением есть всегда. А вот к формированию маршрутов у гонщиков на этот раз возникли отдельные вопросы.

«Не знаю, зачем организаторы «убивают» людей в камнях, – резюмировал русский раллист и обладатель Кубка мира по бахам-2020 Владимир Васильев. – Там никакой спортивной дисциплины нет: кому-то повезет не пробить колесо, кому-то – нет. Это уже не ралли-рейд и спорт, когда едешь еле-еле, лишь бы не пробить колеса и надеяться на удачу».

«Как и в прошлом году – постоянно проблемы с шинами, – подтвердил трехкратный чемпион «Дакара» Нассер Аль-Аттия после одного из последних спецучастков. – Надеюсь, в следующем году правила будут лучше для всех. Проколов было слишком много. Только сегодня я пробил больше 16 шин!»

Раллисты буквально собирали запаски по самым щедрым конкурентам – такого на «Дакаре» еще не было. Смотрите, как выглядела машина одного из чемпионов рейда прошлых лет Жинеля де Виллерса

«КАМАЗ» занял весь подиум жесткого «Дакара». Другие лидеры постоянно попадали в аварии – вплоть до больницы

И если для пилотов внедорожников и SSV перепады покрытия и камни гарантировали лишь огромное количество пит-стопов под пустынным солнцем, то для мотогонщиков рейд выдался максимально болезненным и суровым. И не только для неопытных любителей без особенной подготовки – из борьбы жестко вылетали фавориты один за другим.

Двукратный чемпион рейда Тоби Прайс – сошел из лидирующей группы после падения и переломов, тут же доставлен в больницу. То же самое случилось с удерживавшим первое место Хосе Игнасио Корнехо Флоримо – чилиец еще рискнул проехать несколько десятков километров, а затем снялся из-за головной боли. После неприятных аварий из лидерской группы выбыли Ксавье де Сультре и Лусиано Бенавидес – каждые 50-100 километров кто-то постоянно падал.

Слезы любителя из Африки посреди «Дакара»: достал лидеров-профи и готовился к отрыву, но жестко упал из-за сорвавшейся цепи

А выиграл рейд в классе мотоциклов брат Кевин Бенавидес (брат Люсиан) – хотя первая половина дистанции для него закончилась вот так.

«КАМАЗ» занял весь подиум жесткого «Дакара». Другие лидеры постоянно попадали в аварии – вплоть до больницы

«Ударился головой, разбил GPS и другие приборы. Порезался – потерял много крови на этапе. Лодыжка болит. Нос сломан. Шлем, кстати, тоже», – описал аргентинский мотогонщик приключения на пятом этапе – который он, между прочим, завершил с быстрейшим временем

Не всем повезло отделаться разбитыми носами и легким сотрясением: после двух погибших в песках Саудовской Аравии в 2020-м теперь добавился и третий – мотогонщик Пьер Шерпен. Он упал с байка на середине седьмого спецучастка, врачи нашли его без сознания и прооперировали в нейрохирургическом отделении местного госпиталя, но при транспортировке на самолете в более продвинутую клинику он скончался.

А еще один мотогонщик – Си-Эс Сантош – до сих пор остается в искусственной коме после столкновения 6 января с соперником.

В классе вездеходов происходило примерно то же самое: лидер менялся почти на каждом этапе, и кто-то из фаворитов постоянно попадал в аварию: улетал с трека, ломал колеса, напарывался днищем на острые камни и так далее. Лишь из-за большей безопасности авто никто из гонщиков не последовал в больницу вслед за райдерами.

У «КАМАЗа» не нашлось реального соперника

Условия были одинаковыми для всех – и команде из Набережных Челнов тоже пришлось нелегко. Вот только она лишилась большей части всех конкурентов еще до старта из-за коронавируса – главного доминатора марафона по сути никто и не подгонял, не заставлял атаковать на полную и ошибаться.

Лишь беларуский «МАЗ» с самого старта пытался гнать на победу: оформил дубль в прологе и прессинговал лидера Дмитрия Сотникова все четыре первые этапа – даже несмотря на разбитые окна, сломанные пальцы и отказавшие тормоза.

«КАМАЗ» занял весь подиум жесткого «Дакара». Другие лидеры постоянно попадали в аварии – вплоть до больницы

Главный соперник «КАМАЗа» на «Дакаре» сломал палец и лобовое стекло. Нагонял без тормозов – пока не отказал мотор

Но Сергей Вязович вскоре сошел из-за трех разных поломок одной и той же детали за два дня. У второго «МАЗа» таких проблем и не возникло, но менее опытный Алексей Вишневский потерял слишком много времени на старте из-за технических проблем и проколов и в итоге занял шестое место.

Другие конкурентов у «синей армады» так и не появилось: Мартин Мацик на «Ивеко» поднажал лишь под конец рейда, когда отставание от лидера выросло почти до двух часов. Он выиграл три этапа и обогнал соотечественника Алеша Лопрайса, но выше четвертого места подняться не сумел – даже от подиума отстал на полчаса.

Естественно, без реального давления россиянине спокойно держали удобный темп и вряд ли выкручивали грузовики на полную мощность – фактически больше соревнуясь друг с другом. Реальную зарубу за победу придется ждать до 2022-го: в следующем рейде с обновленным «Ивеко» обещает возвращение легендарная команда Жерара де Роя, «МАЗ» анонсировал исправление технических неполадок, да и экипаж Мацика постепенно набирается опыта для битвы в высшей лиге.

А пока «КАМАЗ» безальтернативно лучший даже с сокращенным бюджетом и минимальным пакетом доработок. И отсутствие пятикратного чемпиона рейда Эдуарда Николаева команду не ослабило.

Карякин претендовал на подиум в мотовездеходах, но ошибся в решающий момент и угодил в судейский скандал

«КАМАЗ» занял весь подиум жесткого «Дакара». Другие лидеры постоянно попадали в аварии – вплоть до больницы

Чемпион «Дакара-2017» из Екатеринбурга попал в рейд фактически в последний момент: до последнего дня подачи заявок у его команды не было контрактов со спонсорами, и даже на взносы для выступлений не хватало 25 миллионов рублей. Сергей выставил личное авто на продажу ради финансирования поездки и вдвое сократил количество экипажей – и за день до дедлайна ситуация все-таки разрешилась.

Русский чемпион «Дакара» продает машину ради участия в новом ралли. Нужны 25 млн рублей – а спонсоров нет

С ограниченным бюджетом у его Snag Racing оставалась только одна тактика: ехать максимально экономно и спокойно, не попадать в аварии, объезжать проблемы и ловить ошибки соперников – благо в SSV сейчас невероятная конкуренция, и потому большинство экипажей атакуют на полную с первого же этапа.

До девятого спецучастка стратегия Карякина работала: он следовал четвертым с отставанием в 47 минут от первого места и 17 минутах – от третьего. И на этапе фавориты Рейналдо Варела, Арон Домжала и Остин Джонс потеряли не меньше 30 минут из-за аварий и проколов – казалось бы, Сергей непременно вырвется на подиум, но проблемы возникли и у экипажа из Екатеринбурга.

«Мы на скорости 120 км/ч улетели с дороги, – рассказал Карякин официальной странице команды в инстаграме. – Едва не врезались в дерево, чудом не перевернулись. Ну и, конечно, говорить о результате уже нельзя. О подиуме и прочем. Обидно, потому что Остин сегодня потерял 40 минут, Арон 50 минут. Мы были бы на втором месте».

Сергей вылетел из списка претендентов на топ-3 и тут же угодил в судейский скандал: ему с буксировкой помогли местные, и инцидент засняли. Особую пикантность ситуации добавил контекст: буквально накануне россиянин обвинил в посторонней помощи пилота из Саудовской Аравии – а после публикации видео представитель команды буквально оправдался словами «это другое».

Русский чемпион «Дакара» обвинил соперника в запрещенной помощи от местных. И тут же воспользовался ею сам – после жесткой аварии

Не очень красивая ситуация, но Карякин уже пообещал все исправить в 2022-м: вернуться только за победой. Сейчас же после второго места в предыдущем сезоне он оказался на финише лишь 16-м.

Мегарезультат во внедорожниках: выиграл 55-летний француз. В 14-й раз – при помощи подозрительного навигатора

«КАМАЗ» занял весь подиум жесткого «Дакара». Другие лидеры постоянно попадали в аварии – вплоть до больницы

Стефана Петеранселя не просто так называют «Мистером «Дакаром»: впервые он победил в рейде еще в 1991-м – ровно 30 лет назад. Правда, тогда Стефан гонялся на байках и пересел на внедорожники лишь в 1999-м (спустя 6 выигрышей), но и в новой категории продолжил всех рвать: вырвался в лидеры на втором этапе и спокойно дотащил отрыв всего в 16 минут от Нассера Аль-Аттии до финиша.

Катарский трехкратный чемпион «Дакара» много жаловался на проколы, более мощную технику у Петеранселя и ставшего третьим Карлоса Сайнса, но, похоже, главными факторами победы Стефана стали все-таки не только скорость и опыт, но и навигация.

Мегачемпион совершил невероятно хитрый ход: подписал на роль штурмана Эдуара Булажье – бывшего раллиста-мотогонщика, а в последнее время лучшего маппера современности в заводской команде «КТМ» (с ним в байках австрийский производитель одержал 5 побед подряд).

Кто такие мапперы в рейдах? Это люди, прокладывавшие и объяснявшие гонщикам в ночи маршруты по Google Maps и другим источникам после получения дорожной книги накануне вечером. Формально практика мапперства всегда находилась вне закона, но проблема заключалась в невозможности доказать нарушение: ведь к каждому гонщику конвой не приставишь и тратить время на пролистывание роудбука не запретишь. Решили проблему радикально: теперь дорожные книги выдают за 15 минут до старта (а во внедорожниках, SSV и грузовиках их еще и перевели в электронный вид – теперь даже за минимальное отведенное время ее нельзя пролистать), так что командное мапперство перестало существовать.

Однако в картографы всегда брали только самых сообразительных и хитрых навигаторов – именно потому легкие подозрения в адрес Петеранселя и его нового штурмана остались.

«Что-то мне подсказывает: ой неспроста Петерансель посадил к себе штурманом человека, который несколько лет работал маппером в заводской команде «КТМ» ой неспроста», – написала в инстаграме русская гонщица Анастасия Нифонтова (пропустившая этот «Дакар»).

Но расчет Стефана сработал – легально или нет, но его экипаж допустил минимальное количество навигационных ошибок и реже других вляпывался в сложные участки трассы с острыми камнями и зыбучими песками. В итоге Петерансель стал 14-кратным чемпионом, даже проигрывая по чистому темпу где-то десятку других раллистов (от Себастьяна Леба и Карлоса Сайнса до арабских пилотов Язида Аль-Раджи или шейха Халида Аль-Кассими).

Васильев приехал шестым – выше двух чемпионов и почти достав третьего. Достойный результат

«КАМАЗ» занял весь подиум жесткого «Дакара». Другие лидеры постоянно попадали в аварии – вплоть до больницы

Русский гонщик и бизнесмен Владимир Васильев (один из владельцев новой трассы под Питером «Игора Драйв», кстати говоря) – сильнейший раллист страны в категории внедорожников. В 2020-м он выиграл второй в карьере Кубок мира по бахам, но с «Дакаром» в последние годы у него не складывалось: в 2019-м он попал в жесткую аварию, а в 2020-м его машина сгорела практически на старте (а потом его еще и поймали на читерстве).

Яркий досрочный финал «Дакара» для лучшего русского раллиста: пожар сожрал машину дотла за пару минут

На «Дакаре» – война с читерами: у гонщиков отбирают смартфоны и обыскивают перед каждым этапом. Первым попался русский

В новый рейд Васильев вошел с новой тактикой – похожей на стратегию Карякина: не атаковал на победу на каждом этапе, собирал финиши в топ-10 и старался сохранить машину. Итог – 8 этапов Владимир завершил в числе сильнейших и показал общее шестое время – всего в 8 минутах от двукратного чемпиона Нани Ромы на новом спортпрототипе богатой бахрейнской команды BRX. Также россиянин привез 4 минуты шейху из Абу-Даби с собственным коллективом, финансируемым из госсредств, полчаса выиграл у еще одного победителя прошлого Жинеля де Виллерса, обставил пятикратного чемпиона Сириля Депре и выстоял в гонке, с которой снялся девятикратный чемпион мира по ралли Себастьян Леб!

«Для меня эта была очень волнительная гонка, – поделился впечатлениями Владимир. – На двух «Дакарах» подряд у меня были сходы на третий день, так что было неприятное ощущение, словно он меня отталкивает. А до этого я два раза ехал на «Африка Эко Рэйс». То есть практически четыре «Дакара» меня не было. В начале еще были какие-то небольшие проблемы…

Но к концу мы стабилизировались, вторая половина «Дакара» у нас прошла хорошо, даже отыграли время. В десятку въехали — хороший результат».

Может, в следующем году Васильев все-таки и поборется за подиум – русские болельщики давно ждут от него прогресса.

«Дакар» запомнился судейскими скандалами: вода вместо бензина, нелегальная помощь местных, странный штраф за сбой GPS

По иронии Сергей Карякин, первым заявивший о нарушениях со стороны соперников, единственным и получил штраф за вмешательство зрителей: организаторы «Дакара» дали ему 6 дополнительных часов за «съезд с дистанции». Однако россиянин не единственным воспользовался услугами добродушных саудовцев: по его рассказам (подтвержденным еще одним литовским экипажем), местный пилот Салех Аль-Салиф, выступавший на деньги министерства спорта страны в категории SSV, вообще нарушал по-черному: с нелегальными запасными деталями на марафонских участках и сливами его местоположения.

На «Дакаре» местному гонщику с госсвязями позволили чинить машину в запретных зонах. Проблему вскрыл русский соперник

Судьи потребовали доказательств нарушения регламента, но даже их предъявление вряд ли что-то изменило: буквально на следующем спецучастке Аль-Салиф разворотил днище об острые камни и сошел.

А вот Мартину Прокопу из категории внедорожников повезло больше: его тоже засняли в процессе буксировки местными жителями еще 8 января на 6-м спецучастке – но чех так и не получил вообще никакого штрафа и сохранил девятую позицию в тотале.

Вопросы к соперникам возникли и у «КАМАЗовцев» – завершивший гонку третьим Айрат Мардеев заметил на одном из конкурирующих грузовиков признаки нелегального ремонта, но не сдал виновников.

«Есть такое подозрение к одним из участников нашего грузового зачета, – заявил он после седьмого спецучастка. – Не буду называть фамилии, но да, мы видели, что у них были заменены узлы, которые возить с собой просто нецелесообразно – я на сто процентов уверен, что у них их с собой не было. Но, как говорится, не пойман – не вор. Пускай это останется на его совести».

Неприятная история вышла и Лебом: он понадеялся на сигнал GPS и превысил скорость на участке с ограничением, получил 5 минут штрафа за 2-3 секунды преимущества и мощно выбомбился в соцсетях.

«За эти годы вы немного меня узнали, и я очень редко кривлю лицо, – написал в инстаграме девятикратный чемпион мира. – Но сегодня я должен рассказать о некомпетентности стюардов на таком легендарном соревновании как «Дакар». Нам выписали штраф в пять минут за превышение максимальной скорости в контрольной зоне. Во время всех гонок, всех этапов и всех контрольных зон я всегда максимально уважал это правило. Единственным условием при въезде в эти «невидимые» зоны было оповещение системы GPS. Сегодня оповещения не было, так что я не смог замедлиться вовремя.

Несмотря на наши объяснения и, в особенности, на признание поставщика системы GPS, что проблема была, судьи не хотели ничего знать. Расслабленно сидя за своим столом, где единственный риск заключается в том, что можно разлить кофе, они выписали штраф – гораздо больший, чем мы отыграли из-за бага GPS (максимум 2-3 секунды), в то время как мы в машине каждый день рискуем жизнью.

«КАМАЗ» занял весь подиум жесткого «Дакара». Другие лидеры постоянно попадали в аварии – вплоть до больницы

Я отношусь к гонкам со страстью, но – самое важное – я борец. Когда выступаешь на такой гонке как «Дакар», в первую очередь хочешь выполнить свою работу: показать результат, достойный амбиций команды и своих собственных. Поэтому здесь нет места некомпетентности и некомпетентным лицам».

Правда, спортивный директор рейда нашел что ответить – предложил Лебу слушать штурмана, читающего дорожную книгу, в которой указаны все ограничения. Дальше историю с превышением скорости развивать не стали, так что здесь можно засчитать ничью.

А самая странная история случилась на самом старте «Дакара» – в конце второго этапа. На пункте дозаправки одному из фаворитов класса мотоциклов Эндрю Шорту залили в бак воду вместо топлива – американцу пришлось сойти, поскольку перезапустисть технику посреди пустыни не представлялось возможным. Впоследствии объявились еще трое пострадавших с менее серьезным исходом, организаторы признали проблему – но отказались возвращать Шорта в гонку, сославшись на отсутствие соответствующего пункта в регламенте!

Организаторы «Дакара» заправили байк фаворита водой вместо бензина – и он сошел. Ошибку признали, но в рейд гонщика не вернули

Так что «Дакар»-2021 вышел максимально жестким для каждого участника реально со всех сторон. Каждый добравшийся до финиша точно может считать себя настоящим героем.

«Дакар» раскрыл всю прелесть Аравии: горы причудливой формы, Красное море, марсианский пейзаж и буйство песка. Красивейшая гонка планеты

«КАМАЗ» на финише «Дакар» подбил летящий вертолет. Это как вообще?!

Подиум «Дакара» гонщику «КАМАЗа» спасла новинка – защита от камней. Ее поставили после фатальной аварии на прошлогоднем рейде

Источник

«КАМАЗ» занял весь подиум жесткого «Дакара». Другие лидеры постоянно попадали в аварии – вплоть до больницы
Adblock
detector