Генетики вывели вид комаров, равнодушных к человеческому запаху

Генетики вывели вид комаров, равнодушных к человеческому запаху Генетики из США вывели комаров-мутантов, которые не способны чувствовать запах человека, благодаря чему не так часто кусают его. Новое открытие поможет в разработке более эффективных средств против кровососущих насекомых.

Сведения представлены в статье, опубликованной в очередном выпуске издания Nature исследователями из Рокфеллеровского университета.

Комары, как было установлено учеными, людей атакуют чаще других теплокровных животных. Подобно другим млекопитающим человек при дыхании выделяет CO2 и тепло, которые облегчают комарам поиск своих жертв. Однако в связи с тем, что комары все-таки нападают при всяком удобном случае на людей, это указывает на то, что помимо прочего они обладают чувствительностью и к запаху человеческого тела.

Исследователи решили попытаться создать линию комаров, абсолютно лишенных данной способности. Для этого в геноме комаров вида Aedes aegypti специалисты выделили ген orco, в котором закодирован участвующий в процессе синтеза обонятельных рецепторов белок. Ученые «дезактивировали» этот ген методом введения специального фермента-нуклеазы в зародыши комаров. Таки образом, ученые получили комаров с пониженной активностью нейронов, которые отвечают за обоняние.

Чтобы проверить результат, исследователи предоставили голодным комарам-мутантам выбор между людьми и животными – морскими свинками. Мутировавшие комары, как оказалось, не проявили интерес к человеку в отличие от своих нормальных собратьев. Также в ходе опытов было обнаружено, что комары-мутанты не воспринимают репеллент с известным названием «ДЭТА» в воздухе, чувствуя его лишь тогда, когда садятся на тело человека.

Между тем, авторы статьи не считают целесообразным выпускать комаров, потерявших способность чувствовать человеческий запах в природу. Но, по их мнению, это дает возможность для создания репеллентов нового поколения, оказывающие воздействие на белок, который закодирован в гене orco. Данный ген присутствует и у других насекомых, значит, по аналогичному принципу можно синтезировать и различные инсектициды, предназначенные для борьбы с насекомыми вредителями в сельском хозяйстве.

Оригинал (на англ. языке) Physorg.com