Ученые увидели между галактиками темную материю по искривлению света

Ученые увидели между галактиками темную материю по искривлению света Европейские и американские астрофизики обнаружили нить темной материи, которая объединяет галактики Abell 223 и 222, по искажениям в излучении дальних звезд, вызываемых громадной массой газовой нити между данными образованиями.

Принято считать, что Галактика по структуре напоминает трехмерную гигантскую паутину. Нити её представляют собой филаменты (скопления темной материи). В местах пересечения данных нитей располагаются плотные комочки видимой материи - группы звездных мегаполисов, а также отдельные галактики. Исследователи многократно объявляли об их открытии, но все свидетельства о существовании филаментов основываются на математическом моделировании, на косвенных, ложных или неподтвержденных данных.

Команда астрономов во главе с Йоргом Дитрихом (Joerg Dietchrich) в городе Энн Арбор из университета штата Мичиган изучала галактики Abell 223 и 222 в течение прощедших пяти лет.

Несколько лет назад ученые получили с помощью орбитального телескопа XMM-Newton снимки Abell 223 и 222 в рентгеновском диапазоне и выявили в межгалактическом окружающем их пространстве накопления раскаленного газа напоминающего "пуповину", которая соединяет галактики. Сравнительно большая масса газа помогла исследователям частично объяснить в галактиках, а также в других образованиях, недостаток видимой материи.

Астрофизиками были проанализированы спектр и другие свойства излучения исследуемых галактик и выявлена степень светового искривления от дальних "звездных мегаполисов", вызываемых Abell 223 и 222 соединяющихся газовой "пуповиной". Ученые объясняют, что любое скопление материи значительной массы, включая тёмную материю, взаимодействует со светом и заставляет его лучи искривляться, по типу простой оптической линзы. Данный эффект ученые назвали гравитационным линзированием.

Дитрих с коллегами применили полученные значения искривления в целях вычисления веса галактик и газовой нити связывающей их. Выяснилось, что "пуповина" еле видимая в рентгеновском излучении была достаточно массивным образованием - общий вес ее составил около ста триллионов солнечных масс, которое равняется 30 массам Млечного пути - нашей Галактики.

Подобная масса филамента по словам ученых, сравнима с массой самих галактик Abell 223 и 222 - 340 и 270 триллионов масс Солнца. Часть теплого газа оказалась в "пуповине" достаточно низкой – лишь 9% от всей массы газовой нити.

Также утверждают ученые, что масса филамента соответствует прогнозам теоретической астрофизики. Малая доля теплого газа, излучающего в ультрафиолетовом, рентгеновском и других диапазонах, объясняет из-за чего XMM-Newton и другие телескопы не способны найти требуемое количество видимого вещества, которое прилипло к тёмным нитям паутины между галактиками.

Оригинал (на англ. языке): Phys.org