Ученые нашли ген бессмертия

Ученые нашли ген бессмертияХотя самая максимальная продолжительность жизни, которая была зарегистрирована у человека, составляла 122 года, людям к этому возрасту невозможно сохранить отличное физическое состояние. Ген FoxO, который был обнаружен немецкими учеными у гидры, может объяснить у людей феномен долголетия и поддержать иммунную их систему для лучшего в преклонном возрасте самочувствия.

Когда люди стареют, клетки их теряют свою способность к размножению, следовательно, и к регенерации. Человек вследствие этого чувствует себя в целом слабее. Если б у ученых имелась возможность взять под контроль данную ситуацию, люди бы чувствовали себя лучше на протяжении длительных лет. Чтобы отыскать «ген бессмертия», специалистами были изолированы стволовые клетки гидры, а после этого провели скрининг генов ее.

Пресноводный полип гидра бессмертен по сравнению с другими животными. Связано это с тем, что гидры размножаются почкованием и последующая дочерняя особь должна содержать обязательно такие же стволовые активные клетки, как особь предыдущего поколения. Так получилось в результате, что стволовые клетки гидр в течение времени не изменяются — они не стареют. Способность их «обновлять» ткани остается постоянной, и количество их в теле никак не уменьшается. Таким образом, гидра умирает, лишь если ее съест кто-нибудь либо когда она заболеет чем-то смертельным.

Исследователи рассмотрели различные модификации гидры с разными уровнями генов FoxO —неактивным, нормальным, повышенным. «Когда нами сравнивалась активность генов в различных линиях стволовых клеток гидры, было обнаружено, что в трех линиях активен ген FoxO. Если включить его еще сильнее, то стволовые клетки делятся еще активнее и больше. А если «выключить» этот ген, гидры начинают размножаться медленнее и у них случается изменения в иммунной системе, а именно вещи, которые являются типичными для стареющих организмов. Выходит, что ген FoxO очень важен непосредственно для поддержания в здоровом активном виде стволовых клеток у любого типа животных. Данная работа объясняет молекулярный механизм, почему гидры живут вечно. И это поистине большой шаг в понимании всех процессов старения», — рассказал Константин Халтурин, профессор Зоологического института, Кильский университет имени Христиана Альбрехта.

FoxO больше всего активен у людей, которые старше 100 лет, непосредственно поэтому специалисты считают, что ген играет в процессе старения ключевую роль и гидр, и людей. Проверка на человеке данной гипотезы в настоящий момент невозможна, ведь это потребует некоторых генетических манипуляций, которые опасны для здоровья.

«Но теоретически есть возможность менять при помощи лекарственных препаратов активность генов. FoxO представляет собой транскрипционный фактор, регулирующий активность прочих генов, и если отыскать химическое вещество, которое может повлиять на активность FoxO, тогда активность стволовых клеток можно будет поддерживать на высоком уровне и продлевать таким образом жизнь людям либо же улучшать состояние пожилых людей», — добавил Халтурин.

«Старение организма зависит на 70% от состояния окружающей среды, образа жизни, диеты человека, а также физических упражнений. Мы планируем выяснить в ближайшее время, как влияет окружающая среда на ген FoxO и прочие внутренние факторы», — рассказал Томас Бош, профессор Зоологического института, Кильский университет имени Христиана Альбрехта.

Оригинал (на англ. языке): Technologyreview