Челябинский метеорит прогнул ионосферу

Челябинский метеорит прогнул ионосферу Ученые заявили, что падение уральского болида привело ионосферу к возмущениям, ранее не наблюдавшимся. Также учёные поведали, где искать большие метеоритные куски, и оценили уровень мощности его взрыва.

Гиви Гивишвили сотрудник ИЗМИРАН рассказал, что в результате падения метеорита космические устройства зафиксировали сильные местные возмущения ионосферы нашей планеты, которые впервые затронули практически всю область. Спустя пять с половиной часов после падения, ионосферной станцией в Екатеринбурге на высоте двухсот пятидесяти километров были зафиксированы колебания, спустя шесть часов их зафиксировали в Ростовской области, а ещё через час и в Москве.

Гивишвили пояснил – «Электронная концентрация изменилась на высоте более чем в два с половиной раза, высота слоя при этом резко уменьшилась до 220 км, слой «прогнулся на дно»». С его слов, влияние метеоритов на ионосферу ранее уже было известно, но не предполагалось, что аналогичное может происходить на столь больших высотах. Гивишвили добавил - "На высоте в сто километров это неоднократно наблюдалось, однако оказалось, что вся ионосфера способна дышать даже на высоте 250 км. Мы хотим понять, каким образом механизмы спровоцировали подобные возмущения".

В тоже время, сотрудники Института динамики геосфер РАН оценили по-своему уровень взрыва болида. Попова Ольга, сотрудница института, выступая на слёте в Астрономическом институте им. Штернберга сообщила - "Информация об инфразвуковых спектрах оценивает энергию от трёхсот килотонн до 1,4 мегатонны, а по результатам предыдущих известных случаев взрыва – около 1 мегатонны". Также она подчеркнула, что уровень разрушений является свидетельством силы взрыва от 100 до 500 килотонн – это близко к оценкам, ранее предоставленным NASA.

Как стало известно, взрыв не смог разрушить метеорит полностью. Дмитрий Бадюков заместитель главы лаборатории аналитической химии РАН и метеоритики Института геохимии заявил, что вес самого большого фрагмента болида может достигать нескольких тонн, а диаметр может быть более нескольких метров. Бадюков предположил - "Где-то этот большой кусочек лежит". Также он заявил, что до нашей планеты долетело десять процентов его начальной массы и что на текущий момент обнаружено более 450 осколков, общая масса которых больше трёх кг.

Не исключается и тот факт, что большие обломки залегают в озере Чебаркуль – там при помощи георадаров была обнаружена воронка, которая, скорее всего, возникла при падении болида. Алексей Попов сотрудник ИЗМИРАН рассказал - "На скрещенных профилях мы увидели нарушение структуры льда и понижение грунтового уровня. Трехмерное воссоздание дна показало на дне пробоину глубиной около трех метров, которая наверняка связана с падением большого куска метеорита".

Учеными в связи с этим была раскрыта еще одна загадка: откуда в челябинских квартирах после падения метеора появились мелкие металлические сферы. Вячеслав Емельяненко сотрудник Института астрономии РАН пояснил, что ударная волна от взрыва "очистила большое количество заводских труб, включая металлургические производства". Именно эта пыль «поселилась» в квартирах местных жителей.

Отметим, что над Челябинском метеор взорвался 15 числа прошлого месяца. Ударная волна стала причиной битых окон в 7 тыс. зданий, более тысячи местных жителей получили физический урон из-за падения оконных рам и порезов выбитыми стеклами.
Буквально недавно исследователи установили, что упавший под Челябинском метеор, в прошлом откололся от громадного астероида, и спустя несколько млн. лет столкнулось с неизвестным объектом.

Просмотров: 4958 | 23 марта 2013