Ученые выяснили, что перерывы в химиотерапии удваивают ее эффективность

Ученые выяснили, что перерывы в химиотерапии удваивают ее эффективность Биологи заявляют, выработавшие стойкость к химиотерапии злокачественные опухоли, в особенных случаях приобретают специфическую зависимость от лекарственных молекул, посредством чего резкие перерывы в ходе лечения способны увеличивать ее эффективность из-за ликвидации "наркозависимых" клеток.

Химиотерапия - это один из общепринятых и более распространенных способов уничтожения раковых злокачественных опухолей. Во время сессии химиотерапии, как правило, врачи вводят в опухоль либо близлежащие ткани раствор вещества, который повреждает ДНК клеток и препятствует их делению. В декабре прошлого года медики из Франции обнаружили, что определённые виды химиотерапии препятствуют стабильной работе иммунной системы, это значительно сокращает их эффективность.

Группа биологов во главе с Даррином Стюартом из биомедицинского Института компании Novartis в Эмеривилле (Америка) нашла дополнительный побочный эффект химиотерапии, который теперь позволяет существенно усилить ее эффективность.

Стюарт со своими коллегами изучил действие вемурафениба - одного из противораковых лекарств - на грызунах, которые страдали от рака кожи или меланомы. Все подопечные учёных были поражены особыми разновидностями меланомы, возникающими в результате поломки BRAF в гене, управляющем ростом клеток кожи.

В процессе исследований учёные обнаружили, что у многих мышей опухоли на коже так и не пропали после сеансов химиотерапии и выработали стойкость к препарату. Авторы работы попытались выявить причину устойчивости меланомы, и проследили за реакцией отростков меланомы на элементы вемурафениба.

Выяснилось, что злокачественные клетки, стойкие к препарату, в несколько раз больше синтезировали молекулы белка, "инструкции" по сборке которых располагаются в BRAF гене. Это в свою очередь позволило нейтрализовать вемурафениб, главной задачей которого являются белковые цепочки.

Помимо прочего, исследователи нашли уникальный феномен — эти клетки выработали специфическую зависимость от препарата. Синтез молекул BRAF белка в их случае происходил исключительно тогда, когда в округе находились молекулы вемурафениба. Посредством этого скорость увеличения опухоли уменьшалась или вообще прекращалась при сокращении концентрации лекарства.

Исследователи предположили, что такое свойство меланомы может быть направлено на пользу пациенту. Данную гипотезу они проверили на грызунах, разделив их на группы. Мыши из первой группы ежедневно получали дозы лекарственного препарата, в то время как их сородичи периодически "отдыхали" от лекарства.

Эксперимент доказал подозрения Стюарта — все мыши из первой группы после начала эксперимента не прожили и ста дней, в то время как вторая группа перешагнула данную отметку. В особых случаях рост опухолей уменьшился либо вообще приостановился.

Исследователи полагают, что данная особенность раковых клеток поможет медикам улучшить лечение, основанное на вемурафенибе, а также устранить его основной недостаток — постепенное уменьшение эффективности по мере лечения.

Просмотров: 317 | 10 января 2013