Ученые Великобритании проследили за полетом шмеля

Ученые Великобритании проследили за полетом шмеля Журнал PLoS One опубликовал статью, в которой говорится, что британские ученые нашли объяснение полета шмеля, его способность отыскивать нужный цветок в поле. Ученые много лет задавались вопросом, как насекомые способны преодолевать большие расстояния в поисках пищи, дома, во время миграций и запоминать где расположен какой цветок или их новый дом.

Так, например, знаменитая миграция бабочек в Мексике, во время которой бабочки-монархи пролетают сотни километров, причем повторяется это явление из года в год по проложенному маршруту. Бабочкам, так же как и другим насекомым, помогают их своеобразные усики. У бабочек, например, есть датчики положения солнца в их усиках, жуки-скарабеи – танцуют во время полета, оставляя своеобразный след, который не позволяет им потеряться.

Группа пытливых британских умов из Лондонского Университета, под руководством Ларса Читтка, решили выяснить, как же шмели запоминают цветы с подходящим нектаром, на которых побывали, и могут вернуться на этот цветок обратно.

Для этой цели ученые изготовили макеты цветов со специальными площадками, окропили искусственные цветы подходящим нектаром и высадили их в поле. Случилось это около года назад. Секрет этих цветов заключался в том, что в них были вмонтированы вэб-камеры и датчики движения, которые начинали работать при появлении насекомого в цветке и передавали картинку на расстояние.

За этот период времени ученым удалось отловить нескольких диких шмелей и прикрепить к ним маленькие датчики, которые и позволили отслеживать передвижение шмелей.

Ученые-биологи при помощи мощнейших радаров и систем слежения. Через определенное время ученые собрали все данные воедино и попытались выявить общий алгоритм поведения шмелей в полете.

Как рассказал один из участников проекта Мэтью Лихоро: "Мы использовали математические модели для того, чтобы разобраться в том, как шмели запоминают новую информацию и определить, как они находят оптимальный путь к цветам, не пользуясь картой местности. Изначально их маршруты были длинными и неэффективными, однако через 26 вылетов из улья насекомые выработали оптимальный путь к источнику нектара".

Оказывается, шмели очень похожи на людей. Они, так же как и мы находят оптимальные пути методом проб и ошибок. Сначала шмели вылетали в поле просто наугад, но потом, не находя приглянувшихся им цветов на этих участках поля, стали их облетать. Таким образом, потихоньку вырабатывался оптимальный маршрут.

Ученые выяснили также, что если цветок убрать, то шмели какое-то время еще будут прилетать на это место. По прогнозам биологов выделенный ими алгоритм поведения шмелей в полете можно применить и к другим насекомым.

Просмотров: 342 | 19 сентября 2012