Британские ученые смогли доказать бесполезность тестов IQ

Британские ученые смогли доказать бесполезность тестов IQ Широко используемые и популярные стандартные тесты IQ не могут отражать корректно уровень интеллектуальных способностей, так как они зависят непосредственно от нескольких различных подсистем мозга — к подобному выводу пришли канадские и британские ученые по итогам эксперимента с участием больше 100 тыс. добровольцев.

История тестов на IQ - "коэффициент интеллекта" началась еще в 1904 г., когда психолог Чарльз Спирмен обнаружил, что способности к решению спектра задач различного типа друг с другом коррелируют. Он предположил, что непосредственно за выполнение разных типов интеллектуальных задач отвечает общий фактор, обозначенный им буквой g.

Психологи начали создавать на основе работ Спирмена разные методы измерения данного фактора — тесты вопросники для измерения IQ. Разные исследования выявили связь с наследственностью уровня IQ, а также с половой принадлежностью и социально-экономическими факторами.

Адам Хэмпшир и Эдриан Оуэн из университета Западного Онтарио, Канада, а также Роджер Хайфилд из Музея науки, Лондон, решили выяснить, что конкретно измеряют IQ-тесты, а также какое отношение результаты их имеют к истинному уровню человеческого интеллекта.

Авторы исследования запустили в ноябре 2010 г. сайт 12Pillars of Wisdom, где любой желающий мог проходить серию из двенадцати тестов, проверяющих разные типы когнитивных способностей — умение делать логические умозаключения, планировать, кратковременную память, внимание, ряд прочих факторов. Количество участников данного онлайнового эксперимента стало больше 100 тыс. человек.

Помимо того того, ученые провели эксперимент при участии 16 добровольцев, которые должны были те же тесты выполнять, находясь в томографе, фиксировавшем уровень активности в разных зонах их мозга.

"Результаты представляют свидетельства в пользу вопроса, что человеческий интеллект не выступает единой сущностью, однако, скорее, формируется из большого числа компонентов", — пишут ученые.

Авторы отметили, что показатели интеллектуальных человеческих способностей зависят минимум от 3-х компонентов — способности логически рассуждать, кратковременной памяти, вербального компонента. Они все друг к другу несводимы, и их "собрать" нельзя в один показатель, который дал бы возможность все объяснить.

Помимо того, исследование при помощи метода магнитно-резонансной функциональной томографии выявило, что при решении различных задач активируются различные области мозга. Ученые также выяснили, что есть минимум две совершенно независимые цепи нейронов, отвечающие за решение различных типов задач.

Ученые делают вывод, таким образом, что интеллекта не существует как единой сущности — существует набор разных и независимых типов мыслительных способностей.

"В целом интеллект - это проявление свойств анатомически разных когнитивных систем, из которых каждая имеет собственный уровень возможностей", — сообщается в статье.

Следовательно, ученые делают вывод, что попытки измерять уровень интеллекта в качестве единого показателя, не ведут ни к чему, а тесты IQ нельзя применять для психологических исследований.

Оригинал (на англ. языке): Technologyreview