Южный полюс Луны неожиданно оказался безводным и "сухим"

Южный полюс Луны неожиданно оказался безводным и "сухим" На южном полюсе Луны американскими планетологами изучено дно крупного кратера Шаклтон с помощью инструментов LRO - автоматической станции - и там не обнаружены запасы воды, на существование которой всегда указывали данные с земных космических зондов и телескопов.

Считается, что на спутнике сложились условия, которые препятствовали накоплению и сохранению запасов воды. Слабое притяжение, а также отсутствие атмосферы делает совершенно невозможным существование молекул воды в виде пара либо жидкости, лед же на открытой поверхности постепенно будет испаряться под воздействием солнечного ветра. Однако, вода все же существует на Луне - в 2009 г. индийский зонд Чандраян нашел в южном полушарии Луны воду, а в 2012 г. зонд LRO нашел в некоторых кратерах на северном полюсе иней.

Группа астрофизиков с руководителем Марией Зубер , Массачусетский технологический институт (США), проверила, есть ли вода в кратере Шаклтон на южном полюсе спутника, изучив данные, которые были получены на борту LRO альтиметром LOLA.

Как планетологи отмечают, приполярное положение и глубина данного кратера делают его одним из самых вероятных кандидатов на роль "ледохранилища" Луны. Однако, неоднократные попытки найти воду с помощью космических зондов и земных телескопов завершились неудачно вследствие данных, противоречащих друг другу, которые получены разными приборами.

Зубер с коллегами использовали данные LOLA непосредственно для составления самой подробной топографической карты дна кратера, а также его стенок. Астрофизики изучили Шаклтон и использовали все новые данные непосредственно для вычисления возраста некоторых отдельных частей кратера, а также проверки того, имеется ли на дне его лед или прочие формы воды.

По расчетам ученых, кромка и дно кратера образовались давно, приблизительно 3,6 млрд. лет назад. Однако стенки кратера немного моложе иных частей Шаклтона - возраст их составляет 1,4 млрд. лет. Связано это с тем, что на склонах часть материи постепенно сползла на дно кратера вниз.

Затем ученые постарались проверить, имеется ли на дне вода, сравнив альбедо – то есть отражательную способность – стенок, кромки, дна кратера, которые были измерены LOLA при составлении топографической карты Шаклтона. Есть мнение, что залежи льда либо иных форм воды должны обладать повышенным альбедо, приблизительно в 2 раза большим, нежели у реголита, то есть породы лунного грунта.

Сравнение альбедо разных частей кратера выявило, что на поверхности его может быть смесь из пород и льда в несколько микрометров толщиной. По расчетам Зубер с коллегами, доля воды в данной корочке не будет больше 22%. Выводы эти подтверждаются данными со второго прибора - радара на борту зонда LRO - Mini-RF.

Оригинал (на англ. языке): Phys.org