Уточнить массу уникальной черной дыры ученым помогли следы её "обеда"

Уточнить массу уникальной черной дыры ученым помогли следы её "обеда" Радиоследы "обеда" черной дыры HLX-1 помогли астрофизикам уточнить массу этого объекта - от девяти до девяноста тыс. солнечных масс, это подтвердило то, что HLX-1 единственная известная "черная дыра среднего веса".

В центре большей части больших галактик есть как минимум одна массивная черная дыра. На сегодняшний день не совсем понятны причины образования таких объектов. Принято считать, что вес черных сверхмассивных дыр достигает миллиона либо нескольких миллиардов солнечных масс. Многие астрофизики считают, что эти галактические "тяжеловесы" появились в результате соединения нескольких дыр промежуточных размеров с весом в несколько сотен или десятков солнечных тысяч.

Команда астрономов во главе с Шоном Фареллом (Sean Farell) из Австралийского Института астрономии в Сиднее, с середины первого десятилетия текущего века наблюдает за единственной, на данный момент, известной черной дырой средних габаритов HLX-1. В 2009 году астрономы объявили о существовании данного объекта, а в 2012 году - опубликовали ряд деталей его истории.

Исследователи нарекли обнаруженный объект Hyper-Luminous X-ray source (HLX-1 "очень сильный источник рентгеновских лучей "). Дыра располагается в 290 млн. световых лет от нас, недалеко от ESO 243-49 галактики. Интенсивность рентгеновского излучения, которое испускается засасываемой черной дырой, в 260 млн. раз выше интенсивности солнечной радиации.

В 2010 году Фарелл с коллегами наблюдали за черной дырой с помощью орбитального телескопа Swift и австралийской радиообсерватории ATCA. В середине сентября астрофизики зарегистрировали резкую активизацию HLX-1, которая продолжалась на протяжении нескольких дней.

Ученые предполагают, что черная дыра "проснулась" после падения на нее плотного облака газа или останков твердого каменистого тела. Часть материи поглотило, однако остатки выброшены были в виде струи плазмы – джета, которая двигалась с околосветовой скоростью. Подогретые частицы джета излучались в рентгеновском и радиодиапазоне, и часть такого излучения попала в телескопы Swift и ATCA.

По мнению ученых, сила и другие параметры такого излучения зависят от габаритов черной дыры. Авторы исследования воспользовались этим и применили принятые данные об излучении HLX-1, чтобы уточнить массу данного объекта. Минимальный вес HLX-1, по предыдущим оценкам должен был составить приблизительно 500 солнечных масс.

Выяснилось, что черная дыра обладает большей массой, нежели предполагалось ранее. По подсчётам Фарелла и его команды, HLX-1 содержит от девяти до девяноста тыс. масс Солнца. Из этого следует, что представленный объект относится к классу дыр средних размеров, и не является "типовой" черной дырой с чрезмерно высокой массой.

Оригинал (на англ. языке): Phys.org