Палеонтологами изучено оперение археоптерикса

Палеонтологами изучено оперение археоптерикса Ученые сделали вывод, что археоптерикс в сравнении с настоящими птицами обладал намного более примитивным покровом перьев, который давал ему возможность перепархивать только по веткам и довольно пассивно планировать.

Результаты исследования, которое было проведено палеонтологами Йельского университета, сейчас опубликованы в Current Biology.

Авторы работы захотели выяснить, как устроено было оперение на самых первых этапах эволюции крыла. Они подробно изучили для этого отпечатки из юрских отложений Китая пернатого динозавра Anchiornis и знаменитого археоптерикса, который был обнаружен в 19 веке в юрском местонахождении Золенгофен, Германии.

Выяснилось, что перья, которые расположены на передних конечностях археоптерикса и Anchiornis, не отличались практически по размеру друг от друга и из-за очень тонких стержней были не очень упруги. Однако за счет того, что перья у археоптерикса были собраны в слои, они могли всё же его поддерживать в воздухе.

Исследователи подчеркивают также, что крылья археоптерикса похожи на крылья сегодняшних птиц не были, несущие асимметричные длинные маховые крылья и кроющие наиболее короткие перья, которые расположены у их основания. Маховые перья птицам помогают управлять высотой и прочими характеристиками полета, и это дает им возможность преодолевать немалые расстояния.

Так как все перья у археоптериксов были одинаковыми, то, ученые считают, они не могли размеренно летать и только перепархивали на довольно короткие дистанции, взмахивая быстро крыльями, либо же парили по веткам, расправив крылья.

«До сегодняшнего времени полагалось, что крылья более - менее современного облика появились в юрском периоде, однако мы смогли доказать, что это совсем не так», - поясняет один из авторов исследования, Никлас Лонгрич. Как отмечают палеонтологи, скорее всего, оперение современного типа сформировалось только в нижнем мелу, и потом уже 130 млн. лет просуществовало до наших дней почти в неизменном виде.

Просмотров: 301 | 22 ноября 2012