Гигантские оползни происходят на ледяном спутнике Сатурна

Гигантские оползни происходят на ледяном спутнике Сатурна На Япете, спутнике Сатурна, обнаружены гигантские оползни, редко встречающиеся на других планетах нашей Солнечной системы. Келси Сингер и Уильям Маккиннон, университет Вашингтона в Сент-Луисе, изучили фотографии поверхности Япета, которые были получены космическим аппаратом "Кассини", дважды пролетавшим в 2004 и 2007 г. г. мимо ледяного спутника.

Учёных заинтересовала довольно странная форма ледяной луны. Япет с полюсов приплюснут и имеет длинный горный хребет вдоль большей части своего экватора, что его делает похожим на грецкий орех. Исследователи сделали предположение, что подобное строение должно создавать немалое напряжение поверхности, и при этом попытались на снимках найти разломы, свидетельствующие об этом.

Однако они обнаружили вместо этого следы 30 ледяных феноменальных оползней. Измерив высоту, откуда срывались многие тонны льда, а также длину, на которую эти льды продвинулись, учёные установили очень странную особенность. Ледяная масса, падая с высоты, набирает скорость, и при этом снижается коэффициент её трения о поверхность, она же начинает течь подобно жидкости, а это позволяет оползню преодолевать огромные расстояния, которые в рамки всех существующих моделей не укладываются.

"Естественно, на Япете для оползней у нас нет подробных измерений таких, как на Марсе или Земле, — говорит Сингер. – Однако совершенно понятно, что коэффициент трения этого оползня, характеризующегося отношением высоты падения и глубиной продвижения массы, коэффициенту характерному для холодного льда не соответствует ".

Коэффициент трения измеряется от "больше ноля" и до "больше единицы". Различные лабораторные эксперименты показывают, что этот показатель для холодного льда составляет 0,55 - 0,7 (это аналогично коэффициенту трения песка). Однако результаты измерений непосредственно на Япете показывают коэффициент 0,1 - 0,3.

Обычный оползень на Земле продвигается вперёд после спуска непосредственно по наклонной поверхности по равнине на расстояние меньшее в 2 раза, нежели высота падения. В редких случаях лавины из грязи, камней, песка преодолевать могут по горизонтали значительно более длинную дистанцию и подниматься даже на уклон. Данное явление, которое получило название штурцшторм (падающий поток), не поддаётся до сих пор объяснению.

То же, только в наибольших масштабах обнаружили исследователи и на Япете. К примеру, стена кратера Манул разрушилась, а затем обвалилась на 8 км, а затем продвинулась на 35 вперёд.

Маккиннон считает, что разгадка этих загадочных оползней находится в уникальном рельефе спутника Сатурна. Метеоритные гигантские кратеры здесь соседствуют с горными хребтами 20 километров высотой, что выше Эвереста вдвое. Учёные предполагают, что, опускаясь с большой высоты и при этом, развивая огромную скорость, лёд меняет свои свойства, и в несколько раз снижается коэффициент трения.

"Самая простая гипотеза это явление объясняет быстрым нагревом всей сползающей массы на большой скорости от трения о грунт, — говорит Сингер. – В определенный критический момент лёд плавится, и снижается коэффициент трения ".

Экспериментальные данные для таких каменных оползней на Земле проявляют похожую динамику. Коэффициент трения горной породы при низких скоростях составляет 0,6 - 0,85. Однако при большом ускорении, которое вызывается землетрясением, данный показатель снижаться может до 0,2, а это сопоставимо с данными, которые получены для Япета.

Маккиннон говорит, что на спутнике Сатурна эти уникальные оползни дают пищу для размышления. Они ведь происходят в условиях, которые смоделировать нельзя ни в одной лаборатории. В условиях отсутствия атмосферы и низкой гравитации спускается лёд с невероятно высоких гор, а не какая-то скальная порода. Следовательно, на Япете можно проверить теорию возникновения гигантских оползней на нашей планете.

Оригинал (на англ. языке): Phys.org