Мокрая "глина" могла возникнуть на Марсе из потоков лавы

Мокрая "глина" могла возникнуть на Марсе из потоков лавы Залежи глины с немалым содержанием молекул воды, были обнаруженные зондом MRO на Марсе, могли появиться в результате излияния на поверхность Марса потоков лавы, а не на дне рек и морей, заявляют астрогеологи.

Считается, что в глубокой древности на поверхности Марса, в Ноеву эпоху, существовали реки и океаны из жидкой воды. Размеры и масса красной планеты очень малы для удержания плотной и большой атмосферы, и в результате вода постепенно исчезла. MRO обнаружил в 2000 г. Большое количество отложений глины, в которой спрятаны молекулы воды. Данное открытие посчитали уже свидетельством в пользу наличия на древнем Марсе воды.

Группа планетологов с руководителем Алана Менье, университет города Пуатье, доказала, что подобные глины возникнуть могут даже без участия вод марсианских океанов и рек, обнаружив аналог марсианских пород на Земле в очень неожиданном месте.

Менье с коллегами изучали образцы глины, которые были извлечены в различных местах земного шара, при этом сравнивая их со свойствами пород с Марса. Во время данного процесса астрогеологи натолкнулись на части материи, извлеченные в Тихом океане с атолла Муруроа.

По их мнению, физические свойства и химический состав глины с полинезийского острова не отличались практически от аналогичных характеристик пород с Марса. Это дает возможность предположить, что глины возникли на Марсе приблизительно по тому сценарию, как и отложения с данного атолла.

Здесь появляется парадокс - глина на Муруроа появилась в ходе вулканических процессов, а не под действием водных потоков.

Как ученые объясняют, расплавленные породы под данным островом насыщены углекислым газом, водой, прочими летучими веществами. При застывании лавы, которая вырывается в верхние слои коры Земли, вода и прочие легкие вещества ее покидают и вступают в серию химических сложных реакций.

Пустоты в слоях застывшей магмы в результате этого заполнены были кипящей "грязью", которая превратилась в последствие в особенный вид глины, богатой магнием и железом, а также включающей частички магматических пород в себя. По словам ученых, определенные марсианские метеориты, главным образом, метеорит Лафайетта, в себе содержат именно такие глины.

Менье с коллегами отмечают, что на Марсе есть необходимые "ингредиенты" непосредственно для формирования этих глин – большое количество излияний базальтовых лав, которые богаты молекулами воды. В основном, такие вулканические породы есть в долине Маринера - огромной системе каньонов прямо на экваторе Марса.

Однако, нельзя исключать, что глины Марса появились "обычным" путем, в результате эрозии твердых пород и почвы потоками воды. Как исследователи отмечают, теория их может быть на практике проверена - в кратере Гейл, то есть одной из главных целей марсохода Curiosity, есть значительные залежи глины.

Если приборы подтвердят теорию Менье, то в этом случае нельзя исключать, что на Марсе не существовало никогда сколь-либо существенных объемов жидкой воды, говорят авторы статьи.

Просмотров: 1137 | 10 сентября 2012