Учеными реабилитирована «мусорная» ДНК

Учеными реабилитирована «мусорная» ДНК Генетики сделали открытие десятилетия, установив, что участки ДНК, считавшиеся ранее бесполезными, необходимы для регуляции работы всех генов. Участники проекта ENCODE подвели промежуточные итоги работы, опубликовав 30 статей, из которых 6 появились в выпуске журнала Nature, остальные же – в журналах Genome Biology и Genome Research.

Проект ENCODE начался в 2003 г., когда ученые расшифровали геном человека, прочитав три миллиарда нуклеотидных пар ДНК человека. Участники ENCODE перед собой поставили цель понять, какие именно функции несет каждый из отрезков данной нуклеотидной последовательности.

Ученые сосредоточились сначала только на отрезках генома, где зашифрованы белки. Они составляют меньше 1% всей ДНК. Другие 99% генома считались долгое время «мусорной ДНК», которая для организма не несет какого-то смысла. Но, приступив в последствие к изучению данной «бессмысленной» ДНК, все участники ENCODE доказали обратное.

Как следует из статей, практически 80% некодирующих последовательностей играют в действительности важную роль, при этом регулируя активность генов. Исследователи выявили, что мутация «мусорной» ДНК, как мутации генов, вызывают наследственные заболевания. По утверждению экспертов, это очень значительное открытие, которое было совершено генетиками за последние десять лет.

«Мы выяснили, что нужно почти четыре миллиона переключателей, чтобы управлять работой 21 тыс. генов, которые имеются у человека», говорит Брэдли Бернштейн, участник ENCODE. Раньше, желая отыскать причину диабета или рака, ученые искали гены, чьи мутации вызывают данные болезни. Однако, как следует из работ, причинами болезней зачастую становятся мутации «переключателей», которые рассеянны по некодирующей ДНК.

Над проектом ENCODE сейчас работают больше 440 ученых по всему миру в 32 лабораториях. Они уже провели примерно 1600 экспериментов о 147 типами клеток.

Просмотров: 1006 | 07 сентября 2012