Открытие бозона Хиггса назвали по версии Science научным прорывом года

Открытие бозона Хиггса назвали по версии Science научным прорывом года Открытие бозона Хиггса, прочтение генома денисовцев, получение данных о свойствах нейтрино, посадка на Марс Curiosity и прогресс в создании протезов, управляемых сигналами мозга — это список основных научных прорывов года.

Редакция самого престижного в мире научного журнала выбирает каждый год 10 самых значимых достижений в науке, а кроме того старается предсказать научные прорывы последующего года.
"В последние годы ни один научный успех такого ажиотажа не вызывал, как этот… Несмотря на рекламу, открытие бозона Хиггса получает легко признание как основной прорыв года", — сообщает издание.

Открытие частицы, наличие которой было предсказано теоретически больше 40 лет назад, выступает ключом к пониманию, откуда бралась масса других элементарных частиц, то есть последним кирпичом в Стандартной модели.

Но для того, чтоб обнаружить ее, понадобились десятки лет на постройку и проектирование самого большого ускорителя в мире — 27-километрового адронного Большого коллайдера, стоимость которого оказалась больше 5 млрд. долларов. В экспериментах и в строительстве участвовали специалисты и ученые из 100 разных стран.

Вторым научным открытием по значимости 2012 года журналом названа расшифровка генома денисовцев — ранее неизвестного вида людей, населявших Среднюю Азию и Южную Сибирь примерно 50 тыс. лет назад. Данный вид сосуществовал вместе с неандертальцами, а также предтечами современных людей.

Германские палеогенетики в 2010 году получили самые первую информацию о геноме денисовцев, однако лишь в 2012 они смогли прочитать ДНК их с тем же уровнем точности, как расшифровывают геном живущих сегодня людей. Результаты выявили, что из современных людей лишь у жителей ряда некоторых островов Юго-Восточной Азии остались в геноме следы денисовцев. Ученые планируют в следующем году сопоставить геном денисовцев с геномом неандертальцев.

В списке прорывов журнал упоминает также создание совершенно новых средства "редактирования" генома. Из них одно — это TALEN — представляет собой белок, с возможностью разрезать в определенных местах молекулу ДНК, а потому "сшивать", определенным образом модифицируя ее. Это открывает новые совершенно возможности в создании генетически модифицированных организмов, к примеру, скота. Очень важным научным результатом названо также завершение проекта ENCODE, получение самого первого рентгеноструктурного снимка молекулы белка при помощи рентгеновского лазера, а также получение яйцеклеток из стволовых эмбриональных клеток.

В числе прорывов также имеется важный результат, который был получен в эксперименте с детекторами Дайя-бэй нейтринного типа. Его участники — это ученые из США, Чехии, Китая, России — исследовали превращения в тау- и мюонные нейтрино электронных нейтрино и измерили основные параметр данных превращений, что даст возможность понять, почему доминирует во Вселенной материя и нет практически антиматерии.

Нанотехнологи смогли в нынешнем году получить совершенно новую частицу. Хотя, идет речь о квазичастицах, то есть "сообществах" электронов, которые себя ведут так, как себя вели бы майорановские частицы. Данные частицы, которые были предсказан в в 1937 г. физиком Этторе Майорана, могут быть одновременно античастицами и частицами. Ученые рассчитывают, что данные квазичастицы могут пригодится непосредственно при создании уже квантовых компьютеров.

В списке научных достижений отдельной строки находится посадка марсохода Curiosity на Марс — специалисты НАСА для нее разработали абсолютно новую технологию "небесного крана" и посадили ровер лишь в 2,4 км от назначенной точки.

Очередным инженерным достижением стала в рейтинге разработка исследователей из Пенсильвании, создавших механическую руку, которая управляется сигналами из мозга. Хирурги имплантировали электроды в мозг женщины 53 лет, которая страдает нейродегенеративным заболеванием. Протез руки, подключенный к электродам, хватал предметы, подчиняясь командам мозга, выполнял сложные движения, а также смог даже накормить хозяйку.

Оригинал (на англ. языке): LiveScience