Гигантскую планету действительно знобит

Гигантскую планету действительно знобит Открыта новая страница в истории рентгеновской астрономии, а именно: в икс-лучах впервые наблюдался транзит экзопланеты.

Прохождение той или иной планеты непосредственно перед диском её родительской звезды является ключевым способом открытия экзопланет, который довольно открыто использовался «Кеплером». Но доселе наблюдать в рентгеновском диапазоне подобного рода событие не получалось. Интересное расположение планеты, а также её звезды в системе HD189733, которые расположены от Земли в 63 световых годах, дало возможность получить на практике первый раз такой результат.

Все работы проводились рентгеновским космическим телескопом XMMNewtonи из Европы,а также его коллегой из США «Чандра». «Во время транзита через диск родительской звезды тысячи кандидатов в планеты можно было наблюдать в оптическом диапазоне, — говорит Катя Поппенхагер, которая возглавляла исследование, Гарвард-Смитсоновский центр астрофизики. — То, что мы сможем, в конце концов, изучать в рентгеновских лучах одно из подобных тел, чрезвычайно важно, ведь это нам открывает совершенно новые данные об экзопланетах».

«Горячий Юпитер» HD189733b, который больше нашего Юпитера в 1,14 раза, расположен к родительской звезде в 30 раз ближе, то есть к оранжевому карлику HD189733 А, нежели Земля по отношению к Солнцу, оборот вокруг светила при этом отнимает у него 2,2 дня. За счет данной близости, а еще за счет того, что именно данный «горячий Юпитер» из всех известных наименее всего удалён от нашей планеты, его получилось зафиксировать в икс-лучах.

Сравнение транзита в рентгеновском, а также оптическом диапазонах дало возможность выявить, что затемнение планетой диска звезды в первом оказалось сильнее в 3 раза, нежели в видимом. Исследователи делают предположение, что верхние слои атмосферы гиганта для видимого света прозрачны, однако для рентгена непроходимы. Это, скорей всего, следствие ионизации самых верхних атмосферных слоёв, являющих собой разряжённую плазму, перекрывающую возможность распространения рентгеновских лучей.

Подобное состояние нормальным назвать нельзя, однако в условиях нагрева атмосферы планеты близким светилом с сильнейшим магнитным полем до тысяч градусов невозможно избежать значительной ионизации в её верхних слоях: экзопланета теряет атмосферу, однако при условии её огромной массы данный процесс не успеет за период жизни данной звезды завершиться.

Другая знаятная особенность наблюдений: изучение рентгеновского типа от звезды HD189733 A, уступающей на 20% нашему Солнцу по массе, выявило следующее - она наиболее активна, нежели красный карлик HD189733 B. Астрономы этот факт приписывают присутствию «горячего Юпитера» у самой первой звезды двойной системы, а также отсутствию у второй: огромная планета около светила не позволяет ему замедлять в процессе старения своё вращение также быстро, как простой звезде. Магнитная активность светила вследствие этого падает не сильно, рентгеновское излучение при этом также со временем ослабевает не значительно.

Просмотров: 188 | 31 июля 2013